Стиль жизни
Бесплатный
Павел Герасименко
Статья опубликована в № 4090 от 07.06.2016 под заголовком: Ученики в пространстве учителя

В Русском музее открылась выставка «Круг Петрова-Водкина»

250 произведений художника и его учеников представляют школу Петрова-Водкина как масштабное явление

Русский музей обладает самой большой коллекцией работ Кузьмы Петрова-Водкина, и выставка, показывающая его учеников и последователей, тоже оказалась впечатляющей: произведения 46 авторов из музейных и частных собраний. Далеко не все они были известны публике, а биографические данные об их создателях скудны.

Это уже вторая выставка музейного уровня, после недавней в «Галеев-галерее», посвященная «петров-водкинцам». В отличие от предпринятого московской галереей исследовательского проекта, в Русском музее смогли показать такие масштабные работы 1920-х гг., как «Богоматерь на фоне Москвы» Владимира Дмитриева или «Праздник 1 мая» Елены Аладжаловой. Рассредоточены по залам и полтора десятка работ самого мастера, дополняющие каждую из частей экспозиции.

Преподавательская деятельность Петрова-Водкина укладывается в два с небольшим десятилетия – в 1910 г. он начал преподавать в школе живописи Елизаветы Званцевой, в 1932-м оставил преподавание в Академии художеств. Выставка в Русском музее показывает, как художественный метод возник, развивался и существовал в этих исторических условиях. Художники, чьи работы вошли в экспозицию, родились в 1890-х гг. и на рубеже веков – при этом учитель был старше их всего на 10–15 лет. Не раз говорилось о быстром взрослении людей, чья молодость пришлась на русскую революцию в окружении двух войн. Жизнь Александра Лаппо-Данилевского прервалась в 22 года: умерший в 1920 г. от сыпного тифа художник, который, по признанию Петрова-Водкина, отличался «органическим пониманием пространственности», представлен на выставке десятью интереснейшими графическими листами.

О влиянии

После двух выставок, состоявшихся с небольшим перерывом в этом году, – в московской «Галеев-галерее» и в Русском музее – можно говорить о влиянии школы Петрова-Водкина на все развитие русского искусства в XX в.

В 1910-е гг. манера Петрова-Водкина еще только вычленяется из общей символистской эстетики, которую разделяют его ученики в школе Званцевой – прожившие короткую жизнь Надежда Лермонтова или Раиса Котович-Борисяк. Фавста Шихманова впервые показана на выставке пятью живописными работами, начиная с «Портрета балерины», привлекающего особой уединенностью композиции, и заканчивая написанной в 1922 г. большой картиной «Вид на Обводный канал», порывистый ритм которой вызывает ассоциации с немецким экспрессионизмом. Красочная плотность заметна в картинах самого художника и его последователей 1910-х гг., но в работах следующего десятилетия цвет, сохраняя насыщенность, все больше дематериализуется.

Свой творческий метод Петров-Водкин впервые сформулировал в 1918 г. в докладе, названном «Наука видеть». В это время он начинает преподавание в Академии художеств, которая в послереволюционное десятилетие постоянно преобразовывалась и меняла названия. В 20-е годы искусство Петрова-Водкина приобретает заостренность и завершенность изобразительной формулы: колористическая насыщенность – знаменитая «трехцветка» и всеобъемлющая сферическая перспектива. Художественные индивидуальности его учеников Леонида Чупятова, Павла Голубятникова, Алексея Зернова, Татьяны Купервассер, Израиля Лизака, Евгении Эвенбах полностью раскрываются на рубеже следующего десятилетия, которое начинается с критики «формализма». Их работы, на выставке собранные вместе, интегрируются в общеевропейскую линию развития искусства после авангарда: линии ведут не только к явлениям того времени – итальянскому новеченто и немецкой «новой вещественности», но также и в будущее, вплоть до советских художников-нонконформистов 1970-х гг.

Истории жизни любого из 46 авторов, чьими краткими биографиями начинается выставка, драматичны: судьба арестованной в 1937 г. Фавсты Шихмановой неизвестна, во время войны погибли Леонид Чупятов – в блокаду и Алексей Зернов – на фронте. Завершается экспозиция натюрмортом Алексея Зернова «Происшествие», в котором игрушечный грузовик на полной скорости переезжает игрушечного медведя, отрезая ему голову, – картина датирована 1937 г.

До 22 сентября

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more