В Краснодаре танцуют «Мастера и Маргариту»

Молодая труппа заявила о себе удачно выбранным названием
Хореограф определил свой опус как балет-фантасмагорию/ Татьяна Зубкова

Краснодарский балет – понятие молодое, возникшее в 1990-х и ставшее позднее известным благодаря тому, что южный город выбрал своим художественным лидером Юрия Григоровича. В Краснодаре с юной труппой театра балета он осуществил новые редакции почти всех своих классических спектаклей. Но в последние годы при музыкальном театре сформировалась еще одна балетная труппа. Долгое время ее использовали преимущественно для исполнения хореографических номеров в опереттах, но появление в городе молодого хореографа Александра Мацко трансформировало взгляд на ее возможности. В то время как специализацией театра балета Юрия Григоровича остаются многоактные и многолюдные классические спектакли, новая компания, в которой всего 40 танцовщиков, стремится к освоению альтернативных пластических языков. О том, что эти эксперименты интересны Краснодару, свидетельствует успех нескольких фестивалей современной хореографии, проведенных театром, – в них с успехом участвовали Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко с программой балетов Килиана, «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой, «Киев модерн-балет» Раду Поклитару, пермский «Балет Евгения Панфилова».

Два года назад Александр Мацко поставил с труппой первый полнометражный балет – «Анну Каренину», которая прочно освоилась в репертуаре театра. Для нового эксперимента хореограф выбрал другое беспроигрышное название – «Мастер и Маргарита». И несмотря на летнее дачное время, зал на премьерных спектаклях был переполнен.

Маргарита в поисках Мастера

Балет по мотивам булгаковского романа впервые появился на балетной сцене в 1987 г. Первопроходцем был Борис Эйфман. После него тему поднял другой петербуржец – Давид Авдыш, поставивший спектакль в Перми. Три года назад свою версию показала в Йошкар-Оле эстонка Май Мурдмаа.

Мацко, выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, в первую очередь нашел для своего спектакля правильную нишу, определив его как балет-фантасмагорию в двух действиях. Вместе со сценографом Максимом Обрезковым, которого можно в полной мере назвать соавтором постановщика, они задали событию стремительный темпоритм. В два часа сценического действия они утрамбовали 19 картин, рассчитывая на то, что зритель знаком с романом Булгакова и неплохо помнит его детали. Соавторов увлекает легендарная атмосфера «Мастера и Маргариты», исчезнувшая задолго до нашего рождения, но хорошо знакомая по черно-белым довоенным фильмам, старым добрым книгам, невероятно четким фотосепиям.

Но Мацко и Обрезков, отказываясь от подробностей сюжета, наслаждаются другими деталями. Хрестоматийный мир кремлевских башен в лучах рассвета они соединяют с фантасмагорическими образами Рене Магритта, которые легко уживаются и с реминисценциями из Казимира Малевича, бьющим наотмашь ритмом русского авангарда. Его поддерживает и музыкальный ряд спектакля. Составленный из произведений Шнитке, Шостаковича, братьев Покрасс и других композиторов, он отвечает стилю спектакля, хотя оставляет впечатление слишком мелко нарубленной окрошки.

Калейдоскопичность, эффект которой хорошо обыгрывает Мацко, во многом спровоцирована возможностями молодой труппы. Она работает с энтузиазмом, но ее актерские и пластические возможности заметно опережают танцевальные. Хореографу можно предъявить претензии в художественной скромности танцевального рисунка. Однако необходимо и восхититься тем, как ловко удается ему балансировать на нескольких па, аранжируя их под разную музыку и обстоятельства.

Краснодарская публика, пока не избалованная современным искусством, впитывает спектакль, как пустынная почва – воду. И в антрактах обсуждает его с такими страстями, которые заставляют вспомнить с ностальгией Москву 1990-х, когда она открывала для себя не только новые спектакли постановщиков, но новые миры.