Статья опубликована в № 4338 от 08.06.2017 под заголовком: И здесь смешной

Сергей Шнуров вновь представился художником

Московский музей современного искусства открыл его выставку «Ретроспектива бренреализма»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Сергей Шнуров поет, снимается, сочиняет музыку и выступает как художник. Удача сопутствует ему не во всем, и первый его художнический опыт был принят художественным сообществом как несерьезный. Больше 10 лет назад Шнуров придумал направление «брендреализм» и показывал свою социально-критическую живопись, высмеивающую пристрастие к модным брендам. По его словам, сказанным на пресс-конференции новой его, теперь музейной, выставки «Ретроспектива брендреализма», почти все показанные им тогда работы проданы. Но тогда он «не читал Ролана Барта и не знал, что художник умер» и писал сам. А теперь, надо же это понимать, он сам бренд и только придумывает произведения.

Конечно, требовать рукоделия от современного художника странно, и понятно, что не лично Шнуров вывязывал большой текстильный портрет «Земфира жив», красил золотой краской шкаф-горку, в котором стоит портрет сладкоголосого поп-исполнителя («Иконостас»), или выпиливал из серого пластика популярный призыв российского премьера держаться, несмотря на отсутствие денег («Литье в граните»). Главное – он все это придумал.

Среди трех десятков его арт-сочинений можно найти и остроумные пластически, как пластиковый объект в виде песочных часов, содержимое которых образует рюмку («Времени нет»), но в основном его вещи забавны игрой слов и понятных смыслов. Часто юмор здесь грубоват, но не так отчаянно скандален, как в ранних песнях, а что касается изображения гениталий, то в изобразительном искусстве это не дерзость. Его Шнур знает, как раз знает – что старую живопись, что модернистскую и актуальную, – намекает, упоминает и перепевает и Рембрандта, и Мондриана, и Уорхола, и Кунса. Как любому «художнику выходного дня», в отличие от профессионала ему не хватает собственной идеи, темы, концепции: «брендреализм» – только слово, сохранившее, кстати, свою актуальность для очень узкого круга. Ну и, конечно, упорства, воли и дерзости, потраченных на другое искусство.

Конечно, выставка Шнурова похожа на удачную пародию, симпатичную забаву, хотя Московский музей современного искусства, судя по сопровождающему тексту, относится к «Ретроспективе бренд-реализма» серьезно, что может показаться даже смешным. Но консультант выставки – заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, ему виднее.

До 12 июля

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more