Статья опубликована в № 4355 от 04.07.2017 под заголовком: Зритель не зрит

В Москве стартовал театральный проект Smile off, но его никому не покажут

Авторы предлагают зрителю совершенно непривычный опыт
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Этот спектакль никто не видел. И не увидит. Так что непонятно, как о нем разговаривать.

Я его тоже не видел. Пришел на Пушечную улицу, 4, строение 2, поднялся на второй этаж, поздоровался с продюсером Федором Елютиным, который все это устроил, поэтому расскажу про него. Елютин прокатывал у нас променад-спектакль Remote Moscow знаменитой немецкой группы Rimini Protokoll, а скоро начнет катать (теперь уже буквально, на фуре) их же Cargo Moscow, знакомящий зрителей с жизнью дальнобойщиков. Но это два масштабных, технически сложных проекта с громким именем, а у Елютина есть еще два камерных, производства бельгийской компании Ontroerend Goed. Оба для одного зрителя. Первый – «Твоя_игра» – стартовал год назад в универмаге «Цветной». Второй – Smile off – начинает жизнь сейчас на новой площадке на Пушечной. Про него Елютин говорит, что это «как любовь, только с гарантией».

Импресарио

Федор Елютин предпочитает слову «продюсер» старомодное «импресарио». Его компания называется Experience Factory и занимается российской адаптацией проектов двух театральных коллективов – немецкого Rimini Protokoll и бельгийского Ontroerend Goed. Пространство, где идет Smile off, Елютин назвал Experience Space. Здесь же теперь будет идти «Твоя игра».

В «Твоей_игре» зритель входит в лабиринт из красных бархатных ширм. Задача игры – помочь ему увидеть себя со стороны. Насколько новым и неожиданным окажется этот опыт, зависит от игрока – он может раскрыться, а может смутиться и уйти с чем пришел. Смущаться не надо. Такому театру надо доверять, он вас не обидит.

Smile off как раз про доверие. Любовь с гарантией – вещь загадочная, поэтому, как она выглядит, вы не узнаете. На входе вас усадят в кресло-каталку, мягко свяжут руки, наденут глухую черную маску на глаза и повезут в таинственное пространство слуховых и тактильных ощущений, по большей части приятных, хотя сама ситуация, в которой зритель связан и слеп, может вызвать протест.

Как и «Твоя_игра», Smile off работает с границами зрительской зоны комфорта. Но делает это еще деликатнее, еще осторожнее. Проблема обоих проектов именно в том, что границу зоны комфорта они не переступают. Что отчасти работает против искусства.

Это объяснимая и объективная трудность – зрительские реакции индивидуальны и непредсказуемы, а вдруг кому-то станет плохо? В условиях такой медицинской ответственности работать приходится очень и очень мягко. Как в спа-салоне. Тогда клиент расслабится, раскроется и получит за 30 минут представления максимум удовольствия.

Надо только не думать о том, что искусство уже больше 100 лет занимается прямо противоположными вещами – тревожит, ставит сложные и опасные вопросы, вызывает дискомфорт, категорически отказывается делать красиво и приятно. Но в обмен на все эти неудобства дает новое понимание мира и человека.

Так что пропишем проекты Ontroerend Goed по ведомству досуга и развлечений – качественных, интересно придуманных и оказывающих терапевтическое воздействие. Взгляд на себя со стороны, который предлагает зрителю «Твоя_игра», конечно, обязан быть доброжелательным. А из темноты Smile off уместнее всего выныривать с улыбкой.

Идеальной иллюстрацией к этой короткой рецензии был бы черный квадрат. Но я все же слукавил, сказав, что не видел спектакль. Совсем чуть-чуть, наверное минуту, мне дали на него посмотреть. Но все остальное время спектакль смотрел на меня.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more