Статья опубликована в № 4362 от 13.07.2017 под заголовком: Французские кавычки

На фестивале в Экс-ан-Провансе сыграли «Кармен» Жоржа Бизе

Спектакль, освеживший оригинал, поставил Дмитрий Черняков
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Фундамент всякой рецензии на новый спектакль Дмитрия Чернякова – подробный пересказ трактовки того или иного хрестоматийного (или не очень) сюжета, смакование неожиданных сюжетных ходов и парадоксальных деталей. В разговоре о последней работе режиссера, ставшей центральным событием фестиваля в Экс-ан-Провансе, без этого медитативного перебирания четок можно без труда обойтись: театральная ткань, как всегда у Чернякова, разработана так изощренно, будто кажется, что смотришь не оперный спектакль, а фильм Триера или Ханеке, но режиссерские решения ценны здесь не сами по себе, а тем, как неожиданно свежо и остро благодаря им воспринимается музыка Жоржа Бизе. Прозвучавшая не как шлягер, но как триллер провансальская «Кармен» – не только важнейшая премьера европейского фестивального лета, но и этапное событие современного музыкального театра, открывающее новые пути в оперной режиссуре.

Режиссура выявляет одно из важнейших (и никем, кажется, до сих пор не осмысленных) качеств партитуры Бизе – ее театральность: даже странно, что мы до сих пор не замечали, что ее герои постоянно делятся на тех, кто разыгрывает мини-спектакли, и тех, кто за ними наблюдает. Главный герой «Кармен» Чернякова – переживающий кризис среднего возраста успешный современный мужчина, который под давлением супруги решается пройти курс психотерапии, примерив маску Дона Хозе в ролевой игре по мотивам новеллы Мериме и оперы Бизе: в ней найдется место и кастаньетам, и бутафорскому цветку, брошенному цыганкой к ногам своего избранника. Поначалу лечение проходит успешно, так что потерявший вкус к жизни протагонист вновь обретает способность чувствовать и любить, но в какой-то момент эксперимент заходит слишком далеко – его жертва постепенно перестает отличать игру от реальности и окончательно теряет рассудок.

Близкие планы

В будущем году интендант Экс-ан-Прованса Бернар Фоккруль представит три премьеры: в Театре архиепископства Кэти Митчелл поставит «Ариадну на Наксосе» Рихарда Штрауса, Венсан Югэ – «Дидону и Энея» Генри Перселла, в Большом театре Прованса Мариуш Трелиньский выпустит «Огненного ангела» Сергея Прокофьева.

Переписав разговорные диалоги Мельяка-Галеви, Черняков заключает музыку Бизе в театральные кавычки, обеспечивающие необходимое остранение, спасительную дистанцию между партитурой, исполнителями и залом, – без нее заигранная и заслушанная «Кармен» со всеми своими хабанерами и сегидильями, превратившаяся за полтора века в оперу-мем, оперу-рингтон, обречена была бы оставаться либо вампукой, либо китчем. «Целью искусства», учил Шкловский, «является дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание»: вторя отцу-основателю русской формальной школы, главный формалист мировой оперной сцены выстраивает драматургию спектакля как сложный путь во взаимоотношениях с первоисточником – от иронии в первых сценах к безусловности переживания трагедии «Кармен» в финале.

Режиссерский сверхсюжет бережно поддерживает музыкальный руководитель постановки Пабло Эрас-Касадо: три года назад он играл в Эксе Моцарта вместе с Фрайбургским барочным оркестром, теперь встал за пульт «Оркестра де Пари» – но результат оказался во многом схожим. За последние годы оперу Бизе не раз исполняли патриархи-аутентисты от Николауса Арнонкура до Джона Элиота Гардинера, и трактовка Эрас-Касадо, формально не принадлежащего к лагерю старинщиков, им очевидно наследует: ясный прозрачный звук, упругая ритмика, риторическая заостренность, аналитический стиль игры с феноменальной и для романтической оперы, и для оркестра-тяжеловеса осмысленностью музицирования. Американский тенор Майкл Фабиано в роли Дона Хозе показался выдающимся актером, но и с вокальной, и с театральной точки зрения вне конкуренции осталась Стефани д’Устрак. Школа барочной оперы Уильяма Кристи, под управлением которого певица дебютировала в Экс-ан-Провансе 17 лет назад, дала о себе знать: от героинь каких-нибудь «Галантных Индий» Рамо ее Кармен отделял лишь один небольшой шаг.

Экс-ан-Прованс

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more