«Золотой глобус» запутался в жанрах

Лучшей драмой стала музыкальная «Богемская рапсодия», а лучшей в категории «Комедия или мюзикл» – не очень смешная «Зеленая книга»
«Зеленая книга»: Махершала Али (слева) получил «Золотой глобус», а Вигго Мортенсен – нет/ Кадр из фильма «Зеленая книга»

Деление на жанры – фирменная условность «Золотого глобуса»: ну, допустим, «Богемская рапсодия» – драма, но все-таки там очень много поют, как-никак история про Фредди Меркьюри и группу Queen. А «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса – комедия или мюзикл, потому что там, конечно, много смешного, но ведь драматического явно не меньше. Зато в «Зеленой книге» смешного как раз мало, но ее снял комедиограф Питер Фаррелли, на пару с братом Бобби сделавший такие комедийные хиты 1990-х, как «Тупой и еще тупее» и «Все без ума от Мэри».

Больше всего «Глобусов» в этом году именно у «Зеленой книги», но назвать ее безоговорочным триумфатором трудно – победа в разделе «Комедия или мюзикл» дополнена лишь призами за лучший сценарий (Ник Валлелонга, Брайан Карри, Питер Фаррелли) и лучшую роль второго плана (Махершала Али). Для сравнения: два года назад «Ла-ла ленд» Дэмьена Шазелла выиграл семь статуэток (а вот меланхоличный «Человек на Луне» – может быть, лучший фильм Шазелла – получил в этом году только «Глобус» за музыку Джастина Гурвица). Наконец, ни у одного из двух лучших фильмов – «Богемской рапсодии» и «Зеленой книги» – нет награды за режиссуру. Ее получил прошлогодний лауреат Альфонсо Куарон, чей «Рим» стал на этот раз лучшим фильмом на иностранном языке.

Спасибо Фредди

Победу «Богемской рапсодии», видимо, надо списать на популярность героя – Фредди Меркьюри, умерший в 1991 г., по-прежнему собирает полные залы и престижные призы. Звезда сериала «Мистер Робот» Рами Малек виртуозно копирует все манеры рок-легенды (от пластики до взглядов), хотя совсем на него не похож, так что награда за лучшую мужскую роль в драме заработана честно. Но во всем остальном «Богемская рапсодия» – сведенная к набору унылых клише рок-биография, совершенно лишенная авторского почерка. Неужели это снимал Брайан Сингер, постановщик «Обычных подозреваемых» и нескольких «Людей Икс»? Ну, разве что участники Queen Брайан Мэй и Роджер Тейлор связали его по рукам и ногам и на всякий случай заткнули кляпом рот, чтобы Сингер не подпортил икону. Доделывал картину и вовсе другой режиссер: какая, в сущности, разница, show must go on.

Спасибо дружбе

Бывшего охальника Фаррелли тоже не узнать: «Зеленая книга» – доброе рождественское кино без единой скабрезности. Растолстевший Вигго Мортенсен (хотя никто этот подвиг не оценил) играет вышибалу-итальянца Тони Валлелонгу, которого в 1962 г. нанял личным водителем джазовый пианист Дон Ширли (Махершала Али, «Глобус» за лучшую мужскую роль второго плана). Работа деликатная: Ширли – темнокожий, а ехать надо в тур по южным штатам, поэтому Тони приходится не только водить «Линкольн», но и разруливать неприятные ситуации с полицейскими и в барах. Это, разумеется, бадди-муви, в котором два попутчика, не схожих ни в чем (белый и черный, простак и эстет, семьянин и одиночка), постепенно сближаются и в итоге становятся друзьями (история реальная, финальные титры сообщают, что герои дружили долго и умерли в один год). Кино уютное, актерский дуэт гармоничен, но были, конечно, номинанты и поярче.

Платья к наградам

Прошлогодний «Золотой глобус» стал пиком публичного выражения голливудскими звездами поддержки женщинам, пострадавшим от сексуального насилия и харассмента. Тогда все приглашенные договорились надеть черные платья сдержанных фасонов и дополнили их значками с символикой #MeToo и TimeUp. Это подавалось как первый знак наступления нового времени, и со сцены победители и победительницы премии говорили о том, что отныне красные дорожки больших церемоний должны стать площадкой для выражения гражданской позиции. Как показало время, пока это остается только планами.

На нынешней церемонии согласованного выступления в черном цвете или других громких стилистических заявлений не случилось: лишь единицы дополнили наряды лентами или значками правозащитных движений, а большинство дам вновь предпочли аскезе прошлого года платья принцесс и разноцветный тюль. Нельзя сказать, чтобы стилю это пошло на пользу: как правило, обыграть клишированные фасоны модно, свежо и интересно мало кому удается, поэтому в модном отношении эта церемония стала довольно неудачной. В первую очередь выиграли те, кто, как и в прошлом году, выбрал монохром и простой силуэт: Дакота Фэннинг в Armani Prive, Джулия Робертс в брюках и топе со шлейфом Stella McCartney, Джулианна Мур в Givenchy. Победительница Гленн Клоуз в платье-кейпе Armani Prive и Джейми Ли Кёртис в Alexander McQueen выглядели моднее, ярче и современнее многих полураздетых старлеток.

Эксперименты с ярким цветом удались Люпите Нионго, выбравшей фиолетовое платье Calvin Klein by Appointment. В категории «золотая статуэтка» выступили несколько гостий, в том числе российская модель Ирина Шейк, но самым удачным этот выбор стал у актрисы Сёрши Ронан, надевшей платье Gucci в стиле 1920-х.

Анна Шилова

Например, саркастичная и новаторски снятая «Фаворитка» Лантимоса, лидера греческой «странной волны», неожиданно свернувшего в жанр костюмной исторической драмы с хрестоматийным сюжетом (известным, например, по пьесе Эжена Скриба «Стакан воды»). Но «Золотой глобус» выиграла лишь Оливия Колман за роль королевы Анны, не столько комедийную, сколько душераздирающую. Хотя по числу номинаций (пять против шести) «Фаворитка» уступала только «Власти» Адама Маккея, тоже получившей всего один «Глобус» – лучшим актером в «Комедии или мюзикле» назвали Кристиана Бейла, сыгравшего 46-го вице-президента США Дика Чейни.

Женский «Глобус» за драму достался Гленн Клоуз (больше ни на что «Жена» и не претендовала). Лучшей актрисой второго плана (эта номинация, как и режиссура, не делится по жанрам) стала Реджина Кинг, сыгравшая в фильме Барри Дженкинса «Если Бил-стрит могла бы заговорить».

Спасибо Петрову и Боширову

Среди телесериалов лучшими в драме стали «Американцы» (канал FX), которых «Глобус» распробовал только к шестому сезону. Не исключено, что историю про пару агентов КГБ, работающих в пригороде Вашингтона в начале 1980-х, актуализировали свежие шпионские скандалы с участием российских спецслужб. В «Комедии или мюзикле» лидировал «Метод Комински», свежий сериал Netflix про актера, ставшего голливудским коучем (сыгравший главную роль Майкл Дуглас тоже получил «Глобус», обойдя таких комиков, как Саша Барон Коэн и Джим Керри). Лучшим мини-сериалом или телефильмом назвали «Убийство Джанни Версаче» – второй сезон «Американской истории преступлений» (еще одна победа канала FX), а Даррен Крисс выиграл актерский «Глобус» за роль убийцы знаменитого модельера. Наградами отмечены также актерские работы Ричарда Мэддена («Телохранитель»), Сандры О («Убивая Еву»), Рэйчел Броснахэн («Удивительная миссис Мейзел»), Патрисии Аркетт («Побег из тюрьмы Даннемора»), Бена Уишоу («Очень английский скандал») и Патриши Кларксон («Острые предметы»).

Почетный «Золотой глобус» по совокупности заслуг начиная с этого года вручается за работу не только в кино, но и на телевидении. Первой обладательницей новой награды стала актриса Кэрол Бёрнетт, а приз получил ее имя – по аналогии с премией Сесила Б. Де Милля за вклад в кинематограф, которую в этом году вручили Джеффу Бриджесу (не пересмотреть ли по этому случаю «Большого Лебовски»?).

В Лос-Анджелесе прошла церемония вручения «Золотого глобуса»