Менеджмент
Бесплатный
Михаил Малыхин

Независимые директора постарели и обрусели

В кризис российские компании стали меньше нуждаться в советах иностранных директоров и меньше доверять молодым управленцам, утверждается в новом исследовании «Портрет независимого директора».
Д.Гришкин

С начала кризиса российские компании не утратили потребность в независимых директорах: в прошлом году в 159 компаниях их насчитывалось 349, а в нынешнем в 156 компаниях – 343 человека. Зато баланс между иностранцами и россиянами в среде независимых за год в корне изменился: если в 2008 г. соотношение иностранцев и россиян было 56% к 44%, то в нынешнем – 43% к 57% соответственно, отмечают специалисты Ассоциации независимых директоров (АНД) в своем традиционном ежегодном исследовании «Портрет независимого директора – 2009». Как и в прошлом году, на основании открытых данных ими был проанализирован состав и функции советов директоров (СД) крупнейших отечественных компаний. Ранее управляющий директор АНД Александр Филатов отмечал прямо противоположную тенденцию: владельцы российских компаний чаще предпочитали приглашать иностранцев.

«В прежние годы привлечение иностранных директоров в российские

компании часто было связано с подготовкой к IPO – российскому бизнесу

нужен был не только совет иностранцев, но и их авторитет, который

гарантировал лояльность иностранных инвесторов», – размышляет партнер

компании Amrop Hever Игорь Чугай. После 2007 г., когда рынок IPO

практически заморозился, акционеры предпочитают заменять иностранцев

россиянами. В нынешней экономической ситуации, по его наблюдениям, в

советах директоров растет число представителей государства.

«Опыт наших проектов по поиску независимых директоров подтверждает справедливость тренда, – комментирует Игорь Шехтерман, управляющий партнер хедхантинговой компании RosExpert. – Объяснение этому понятно: в российских компаниях сегодня требуются независимые директора, обладающие опытом в сфере антикризисного управления, краткосрочных стратегий, операционной эффективности, отношений с государственными структурами. Это местная экспертиза». На его взгляд, иностранцы, которых активно приглашали в независимые директора до кризиса, несли другие знания, касающиеся правильной подготовки к IPO, заключения стратегических альянсов с иностранными компаниями, M&A. Сегодня эти вопросы не так злободневны.

Судя по результатам исследования, практически не сократив численность независимых членов СД, компании урезали их функции: если в прошлом году 349 директоров занимали 430 функциональных должностей, то в этом – 343 директора занимают 409 должностей. В среднем же в совет директоров компании входит 9 членов, из них независимых - 2,6.

Как и годом ранее, среди независимых директоров больше всего профессионалов в сфере экономики, финансов и аудита (39%). Чуть меньше – приглашенные гендиректора других компаний (37,3%). Третье место по популярности занимают отраслевые специалисты – 10,2%. Ученые и политики – 9,3%. Юристы – 4,1%.

Традиционно в советах директоров мало женщин: если в прошлом году их было 6%, то в нынешнем – 5,5%. Серьезных перемен не произошло и по возрастным характеристикам независимых: большинство из них (58%, как и годом ранее) старше 50 лет, почти не изменилась доля «сорокалетних» (23,6% в нынешнем году и 23% – в прошлом). Незначительно выросло число «тридцатилетних» – с 16% до 17,2%. Зато за год вдвое снизилась доля тех, кому менее 30 лет, – с 3% до 1,2%.

На Западе, по наблюдениям Шехтермана из RosExpert, независимыми директорами становятся действительно опытные люди с багажом личных достижений. Большинству из них больше пятидесяти. На нашем молодом рынке опытные бизнесмены сами едва дотягивают до этой возрастной планки: им в основном по 40–45 лет. Так что снижение процента очень молодых независимых директоров, которым до 30 лет скорее справедливая коррекция, чем тренд. Просто бизнес становится более зрелыми.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать