Независимые директора постарели и обрусели

В кризис российские компании стали меньше нуждаться в советах иностранных директоров и меньше доверять молодым управленцам, утверждается в новом исследовании «Портрет независимого директора».
Д.Гришкин

С начала кризиса российские компании не утратили потребность в независимых директорах: в прошлом году в 159 компаниях их насчитывалось 349, а в нынешнем в 156 компаниях – 343 человека. Зато баланс между иностранцами и россиянами в среде независимых за год в корне изменился: если в 2008 г. соотношение иностранцев и россиян было 56% к 44%, то в нынешнем – 43% к 57% соответственно, отмечают специалисты Ассоциации независимых директоров (АНД) в своем традиционном ежегодном исследовании «Портрет независимого директора – 2009». Как и в прошлом году, на основании открытых данных ими был проанализирован состав и функции советов директоров (СД) крупнейших отечественных компаний. Ранее управляющий директор АНД Александр Филатов отмечал прямо противоположную тенденцию: владельцы российских компаний чаще предпочитали приглашать иностранцев.

«В прежние годы привлечение иностранных директоров в российские

компании часто было связано с подготовкой к IPO – российскому бизнесу

нужен был не только совет иностранцев, но и их авторитет, который

гарантировал лояльность иностранных инвесторов», – размышляет партнер

компании Amrop Hever Игорь Чугай. После 2007 г., когда рынок IPO

практически заморозился, акционеры предпочитают заменять иностранцев

россиянами. В нынешней экономической ситуации, по его наблюдениям, в

советах директоров растет число представителей государства.

«Опыт наших проектов по поиску независимых директоров подтверждает справедливость тренда, – комментирует Игорь Шехтерман, управляющий партнер хедхантинговой компании RosExpert. – Объяснение этому понятно: в российских компаниях сегодня требуются независимые директора, обладающие опытом в сфере антикризисного управления, краткосрочных стратегий, операционной эффективности, отношений с государственными структурами. Это местная экспертиза». На его взгляд, иностранцы, которых активно приглашали в независимые директора до кризиса, несли другие знания, касающиеся правильной подготовки к IPO, заключения стратегических альянсов с иностранными компаниями, M&A. Сегодня эти вопросы не так злободневны.

Судя по результатам исследования, практически не сократив численность независимых членов СД, компании урезали их функции: если в прошлом году 349 директоров занимали 430 функциональных должностей, то в этом – 343 директора занимают 409 должностей. В среднем же в совет директоров компании входит 9 членов, из них независимых - 2,6.

Как и годом ранее, среди независимых директоров больше всего профессионалов в сфере экономики, финансов и аудита (39%). Чуть меньше – приглашенные гендиректора других компаний (37,3%). Третье место по популярности занимают отраслевые специалисты – 10,2%. Ученые и политики – 9,3%. Юристы – 4,1%.

Традиционно в советах директоров мало женщин: если в прошлом году их было 6%, то в нынешнем – 5,5%. Серьезных перемен не произошло и по возрастным характеристикам независимых: большинство из них (58%, как и годом ранее) старше 50 лет, почти не изменилась доля «сорокалетних» (23,6% в нынешнем году и 23% – в прошлом). Незначительно выросло число «тридцатилетних» – с 16% до 17,2%. Зато за год вдвое снизилась доля тех, кому менее 30 лет, – с 3% до 1,2%.

На Западе, по наблюдениям Шехтермана из RosExpert, независимыми директорами становятся действительно опытные люди с багажом личных достижений. Большинству из них больше пятидесяти. На нашем молодом рынке опытные бизнесмены сами едва дотягивают до этой возрастной планки: им в основном по 40–45 лет. Так что снижение процента очень молодых независимых директоров, которым до 30 лет скорее справедливая коррекция, чем тренд. Просто бизнес становится более зрелыми.