Любит свое начальство лишь один из 100 россиян

Большинство россиян равнодушны к своему непосредственному начальнику или испытывают к нему уважение, утверждает Superjob.ru.
Д.Гришкин

Лишь 1% россиян любит свое начальство, а 4% – испытывают ненависть к своему непосредственному руководителю, утверждают специалисты исследовательского центра портала Superjob.ru, опросив 9-11 ноября 2300 работающих респондентов старше 18 лет по всей стране. По данным опроса, 13% симпатизируют своему начальнику, 31% равнодушен к начальству, а более трети (40%) испытывают уважение.

Врач психиатр-психотерапевт Владимир Файзильберг, доцент Московского института психоанализа, удивлен результатами опроса. По его наблюдениям, едва ли не треть россиян ненавидит свое начальство: это нормальное проявление классовых противоречий, которые, по его наблюдениям, можно найти в любой европейской стране. А вот любовь к начальству Файзильберг считает патологией: любовь – это не то чувство, которое уместно на работе. Такое отношение может вредить не только служебным отношениям между начальником и подчиненным, но и нормальному климату в коллективе в целом.

Руководитель исследовательского центра Наталья Голованова отмечает, что, судя по опросу, женщины чаще мужчин влюбляется в руководителей (2% против 1% соответственно), а вот ненавидят так же (по 4%). Зато чаще ненавидит свое начальство молодежь до 23 лет (7%) и россияне старше 50 лет (5%), среди тридцатилетних и сорокалетних лишь 2% испытывают ненависть к руководству.

Марала Чарыева, гендиректор компании “Частные пивоварни Тинькофф”, согласна с позицией психотерапевта: любовь на работе – отвратительная аномалия. Впрочем, ненависть к руководителю она также причисляет к аномалиям. На ее взгляд, отношения между подчиненным и начальником должны основываться на

доверии, уважении и привязанности.

Гендиректор Finn Flare Ксения Рясова считает, что эмоциональность в принципе мешает работе. На ее взгляд, подчиненные должны относиться к начальнику без антипатии и с уважением. Она рекомендует руководителям сохранять дистанцию с подчиненными. Даже если подчиненный кажется привлекательным начальнику или начальник - подчиненному, на ее взгляд, это должно скрываться той и другой стороной, иначе может вредить работе.

Директор по персоналу «Вимм-билль-данна» Руслан Вестеровский считает, что подчиненный должен испытывать любовь, но не к начальнику, а к своему делу. «Иначе зачем держать такого работника», – категоричен он.

Валерий Петров, сопредседатель Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков (ГИФА), считает, что эмоции в работе возможны, но их должно быть ровно столько, чтобы они не мешали выполнению рабочих задач.

Сергей Голунов, менеджер по подбору персонала и управлению талантами компании «Дирол кэдбери», считает, что руководство должно быть максимально лишено эмоциональности, во всяком случае любовь точно неуместна. «Любовь приберегите для семьи и детей», – советует он. Главное, на его взгляд, чтобы между начальником и подчиненным были уважительные отношения – без уважения руководство немыслимо.

По данным опроса Superjob.ru, большинство (40%) россиян уважают своих руководителей, причем мужчины чаще женщин (42% против 39%). Меньше всего уважает руководство молодежь до 23 лет (37%), чаще уважительное отношение проявляют сорокалетние (45%) и тридцатилетние (42%). Низкооплачиваемые сотрудники (с окладом до 15 000 руб.) уважают начальство реже высокооплачиваемых (с окладом выше 45 000 руб.) – 38% и 42% соответственно.

11% респондентов в своих анкетах сказали, что испытывают другие эмоции по отношению к руководителям: восхищение, доверие, снисхождение, сочувствие, умиление, удивление, непонимание, разочарование, жалость, недоверие, презрение, брезгливость, раздражение. Многие женщины говорили о «всем спектре чувств, которые проявляются в зависимости от обстоятельств». Нашлись те, кто «убить готов», и те, кто испытывает «дружеские чувства».

Психотерапевт Файзильберг считает, что дружеские чувства - едва ли не худшее, что можно придумать в отношениях между начальником и подчиненным: такого рода отношения могут повлечь целый ряд проблем как для исполнения задач бизнеса, так и для климата внутри коллектива.