Предприниматель, работающий для себя, в России считается социальным эгоистом


В любом определении управления или менеджмента присутствует понятие «цель». Управление бизнесом начинается с момента, когда собственники сформулируют цели и совместно с менеджерами разработают образ благоприятного будущего, т. е. такого состояния их организации, в котором эти цели реализуются.

Бизнес-организация не может обеспечить счастье в личной жизни, но деньги, имидж, положение в обществе – легко. Например, у собственника цель – построить дом на Рублевке. Тогда требование к организации – в течение определенного времени заработать прибыль, достаточную для строительства дома. После того как собственник сформулировал требования, менеджеры могут начинать писать бизнес-планы, управленческую концепцию – с помощью каких действий они будут создавать и развивать организацию, в которой могут быть воплощены требования собственников. Правда, бизнес-план может показать, что сегодняшнее состояние рынка не позволяет эти требования реализовать. Тогда придется искать компромисс между требованиями собственника и возможностями организации.

Так происходит во всем мире кроме России. В российской культуре есть некие социально одобряемые цели: 1) умереть за Родину; 2) сгореть на работе; 3) зарабатывать не для себя, а для детей, родителей, родственников и т. п.

Следовательно, человек, заявляющий личные, «эгоистичные» цели, сразу попадает в разряд общественно порицаемых людей. Вспомните выступления наших политиков – «надо делиться», «социальный эгоизм» и т. п. Не было ни одной организации, с которой я работал, ни одного открытого семинара, где люди могли легко и понятно сформулировать требования к организации, идущие от собственника. Как будто у россиян существует внутренний психологический запрет на то, чтобы иметь собственные цели и уж тем более их открыто предъявлять. Тем не менее почти 100% проблем с менеджментом и конфликты собственников друг с другом связаны с тем, что у нас не принят язык целей, они не обсуждаются.

Реальное управление начинается с вопроса «зачем». Зачем тебе бизнес, какие цели ты хочешь в нем реализовать, при каких условиях. Если это сформулировано, начинается работа над вопросом «как», т. е. управление. Без ответа на первый вопрос не может быть управления.

Другая ситуация с целями, типичная для России, возникает, когда генеральный директор и собственник – одно лицо. Ситуация шизофреническая: одна половина человека формулирует требования, а другая с этими требованиями не соглашается. В реальности в этих случаях позиция собственника смещается к позиции менеджера просто потому, что менеджмент занимает все его время. В таких случаях консультант по управлению нужен собственнику, чтобы на время отодвинуться от организации, посмотреть на нее со стороны, начать думать не об организации, а о себе.

В России, где размыто понятие границ – личных, временных, пространственных, – работа с целями особенно важна. Среднестатистический наш соотечественник ныряет в организацию с головой. Он искренне хочет, чтобы в ней был семейный тип отношений, интересные люди и идеи, чтобы одновременно шли и творческие, и бизнес-процессы, чтобы зарабатывались деньги. В итоге возникает целевой хаос, который может структурировать только работа с требованиями. Как хотите, но сначала отделите требования, которые могут быть реализованы в бизнес-организации, от важных личных, но не относящихся к бизнесу. Тогда и дело пойдет.