Бизнес-школы и работодатели заинтересовались американцами с опытом военной службы

Бизнес-школы и работодатели заинтересовались американцами с опытом военной службы. Но процесс обучения проходит не всегда просто

Пять лет назад Аугусто Джакоман командовал 30 бойцами в Ираке. Сегодня он проводит дни в аудиториях рядом с бывшими банкирами, инженерами и прочими гражданскими лицами, обучающимися по программе МВА.

Джакоман, офицер армии США в отставке, – один из растущего числа бывших военных, которых школы бизнеса привлекают к обучению по программам МВА за их лидерские качества и возможность принести в аудитории альтернативную точку зрения, говорят администраторы школ.

В Гарвардской школе бизнеса 3% от 930 будущих выпускников 2011 г. – бывшие военные. Классический гарвардский метод обучения основан на обсуждении кейсов в группах учащихся. Личный опыт ветеранов оказывается весьма кстати, говорит Дайдре Леопольд, директор по приему в Гарвардскую школу бизнеса. «Им приходилось нести ответственность за жизнь других людей», – поясняет она.

Как ищут деньги

Стоимость обучения по программе МВА в лучших школах может составлять $150 000 и больше. Тем ветеранам, которым это не по карману, помогают сами школы и правительство США. Джакоман получил стипендию в размере $25 000 от Школы бизнеса Стерна при Нью-Йоркском университете из фонда для студентов – бывших военных. После событий 11 сентября 2001 г. программы GI Bill были расширены, теперь по ним может обучаться больше бывших военных. По программе Yellow Ribbon («Желтая ленточка») студенты могут получить крупный разовый платеж сверх суммы, которую компенсирует GI Bill. Выплаты регулируются администрацией по делам ветеранов, а их размер зависит от школы. Например, в Гарвардской школе бизнеса выделяют $5000 в год, а в Школе менеджмента Андерсона при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе – $8600 в год.

Куда пойдут работать

Сет Маултон, бывший командир взвода ВМФ США, а ныне студент МВА Гарвардской школы бизнеса, говорит, что $24 000, полученные по программам Yellow Ribbon и GI Bill, значительно облегчили учебу. Сотрудников, служивших в армии, отличает дисциплина и умение строить товарищеские отношения, утверждает Билл Брентон, директор финансовой группы Credit Suisse Group, ссылаясь на результаты внутреннего исследования. Компания стремится привлекать больше военных. Летом 2009 г. пятая часть ее стажеров прошли службу в армии, говорит Брентон.

Ветераны привлекают и рекрутеров из консалтинговой компании Capgemini. Они прекрасно подготовлены для работы по госпроектам, говорит Чип Солтсман, вице-президент Capgemini Worldwide. «Если ты берешь выпускника одной из лучших школ бизнеса, то уже знаешь, что получаешь качественный продукт, – говорит Солтсман. – Но если добавить к этому опыт военной службы, результат еще более предсказуем».

Устали от стереотипов

Сами ветераны утверждают, что представления потенциальных работодателей о плюсах и минусах опыта военной службы часто весьма далеки от реальности. Распространенный стереотип, говорят они, считать, что ветераны сильнее в общем и операционном руководстве, а не в маркетинге и финансах. Переход с поля боя в аудиторию связан и с другими проблемами. Многим ветеранам бывает необходимо расширить набор навыков, чтобы не отставать от своих более ориентированных на бизнес однокурсников. Сложно перевести военный опыт на корпоративный язык. «Им не так просто снова вернуться к работе», – говорит Леопольд. В Гарварде специально для ветеранов проводят мастерские по составлению резюме, где помогают описать военный опыт на языке, понятном рекрутерам.

Бывают и более сложные случаи. Маултон, служивший в Ираке в 2004 г. в один из самых кровопролитных периодов войны, говорит, что приспосабливаться было очень трудно. «Обучение в бизнес-школе кажется эгоистичным стремлением продать себя подороже», – говорит Маултон, офицер запаса, командовавший недавно 35 морскими пехотинцами.