Статья опубликована в № 2789 от 10.02.2011 под заголовком: Евангелие от IT

Странная профессия – IT-евангелист

По данным компании HeadHunter, официально такой должности не существует, но на рынке людей, называющих себя IT-евангелистами, уже много. И каждый объясняет специальность по-своему
Что это такое. Антон Носик

бывший IT-евангелист компании «Суп». «Евангелизм – это новый вид PR, который продвигает ценности технологической платформы. Разница в том, что PR-менеджер за деньги транслирует текст заказчика, а евангелист сам досконально разбирается в предмете и своим примером заражает людей».

Гайдар Магдануров экспериментировал с компьютерными программами еще в школе. Однажды создал собственную программу, а скоро друзья и знакомые начали обращаться с просьбами разработать программы для них. Потом потянулись настоящие заказчики, например один подмосковный завод. Магдануров начал выступать на семинарах и конференциях по веб-технологиям, писал на эту тему статьи. С 2000 г. получил официальную поддержку со стороны компании Microsoft и в 2007 г. вошел в ее штат в качестве IT-евангелиста.

«Меня часто принимают за маркетолога. Люди думают, что я буду нахваливать конкретный продукт. А когда я начинаю говорить о технологиях и их использовании, отношение сразу меняется», – рассказывает Магдануров. Кстати, евангелистом он числится только в глобальной HR-базе Microsoft. В российской трудовой книжке записано, что он эксперт по веб-технологиям.

«Сказать, что в России официально есть профессия евангелиста, нельзя. Есть технические консультанты», – констатирует Наталья Сержанова, руководитель IT/телеком-направления кадровой корпорации Manpower. «Еще несколько лет назад никто у нас не слышал о такой профессии. А сегодня чуть ли не каждый, особенно в сфере IT-маркетинга, называет себя евангелистом», – возражает на это Магдануров.

Сложная вакансия

Вакансии IT-евангелиста встречаются редко, и людей на них подбирать сложно. Нужно, чтобы человек был технически продвинутым и при этом общительным и компанейским, а эти качества не всегда совпадают, говорит Юрий Вировец, президент HeadHunter: в большинстве компаний даже нет отдельной позиции евангелиста, схожие функции выполняют менеджеры по продвижению продукта. За неимением соответствующей должности трудно точно определить уровень заработка такого специалиста, но Сержанова из Manpower говорит, что речь может идти о 100 000 руб. в месяц – такова средняя зарплата технического консультанта.

На рынке нет единого мнения по поводу названия, нет даже точной даты возникновения профессии. «Само понятие «IT-евангелист» появилось около пяти лет назад, поскольку в силу специфики традиционные методы продвижения в сфере IT не особо эффективны», – говорит Ольга Азовская, консультант по подбору персонала направления «IT и телекоммуникации» холдинга «Анкор». «Должность IT-евангелиста была официально введена в Microsoft в 2000–2001 гг.», – утверждает Владимир Габриэль, руководитель экспертной группы в Microsoft. А Сержанова вспоминает американских IT-евангелистов Гая Кавасаки и Майкла Бойча из компании Apple, которые занимались продвижением компьютеров Macintosh еще в 1983 г.

Многих смущает религиозное название профессии. «Но по сути евангелист – это популяризатор технологий. Один человек технологию изобрел, а другой о ней рассказал. Похожей деятельностью занимались евангелисты – последователи Христа», – говорит Габриэль. В Америке такое название должности ни у кого не вызывает удивления, зато в не христианских странах компании вынуждены по-другому называть таких специалистов, добавляет он.

Маркетинг и проповедь

«Один человек создал компанию и заложил в нее идею, которую пропагандирует на рынке, сообщая всем, что идея его компании лучше других. Потом у него появляются последователи. Это и есть евангелисты», – рассказывает Михаил Елашкин, бывший IT-евангелист SAP. «По сути это технологический маркетинг. Но обычный маркетолог продвигает только свойства продукта, а евангелист говорит прежде всего о задачах, которые можно решить с помощью продукта», – говорит Магдануров. Причем если маркетологи продукт только хвалят, то евангелист говорит и о недостатках, показывая пути их преодоления.

Совсем уж радикально трактуют профессию в Ассоциации IT-евангелистов со штаб-квартирой в Петербурге. «Мы обучаем протестантских пасторов проповедовать идеи Христа через интернет и другие средства связи, например смартфоны. Для этого они должны владеть IT-технологиями», – говорит Павел Левушкан, председатель правления ассоциации. Он считает свою организацию консалтинговым агентством, помогающим священникам расширить паству за счет использования новых технологий.

Не профессия, а призвание

В России должность евангелиста официально существует только в таких крупных компаниях, как Microsoft, говорит Вировец. «У нас есть целый департамент евангелистов», – подтверждает Габриэль. Будучи математиком по образованию, он с 1992 г. занимался разработкой программного обеспечения, был директором по технологиям в разных интернет-компаниях, потом сам возглавлял интернет-компанию, а в 2006 г. пришел в Microsoft. Сейчас Габриэль занят бизнес-девелопментом в евангелизме – ведет отдельные, самые яркие проекты, которые демонстрируют преимущества технолoгий Microsoft. Его аудитория – не только профессионалы, но и представители бизнеса, которым он рассказывает о технологических новинках.

Многие евангелисты считают себя таковыми пожизненно, даже если не занимают официальной должности. Например, Антон Носик: «Я был евангелистом интернета, когда меня еще никто так не называл. Я вел блог, где объяснял, в чем преимущества новых технологий». Носик сотрудничал с 14 периодическими изданиями, от которых получал гонорары за статьи на эту же тему. По его словам, евангелизм был для него увлечением. Лишь потом появилась официальная должность в компании «Суп». Но и сейчас, когда Носик уже ушел из компании, он продолжает считать себя евангелистом: «Я веду в livejournal.com блог и рассказываю, чем хорош ЖЖ».

Отсутствие четких границ профессии привело к тому, что евангелистов развелось слишком много, сожалеет Михаил Елашкин, официально числившийся в SAP евангелистом: «Некоторые просто читают корпоративные маркетинговые материалы и потом повторяют прочитанное». А настоящему евангелисту свойственно глубокое знание предмета, большой опыт использования технологий и аналитический склад ума, который позволяет убеждать аудиторию.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать