Менеджмент
Бесплатный
Светлана Круглова

Как заставить себя слушать

Я стою перед аудиторией, я подготовилась, у меня хорошие слайды, я продумала структуру своей презентации – начало, основную часть и эффектную концовку. Мне хочется, чтобы меня слушали и понимали. Я стараюсь говорить четко, не монотонно, делаю паузы, обвожу слушателей взглядом. Сначала они смотрят на меня, потом не смотрят, потом начинают тихонько болтать, потом засыпают. 

Я знаю, что моя тема не является настолько яркой, чтобы железно приковать к себе внимание: я говорю не о сексе, не о насилии, не о личных доходах наших руководителей. Я говорю дольше, чем 20 минут, а ведь существует предел человеческого внимания. При этом для перерыва на кофе и булочки еще слишком рано и по времени, и по логике изложения. Поэтому мне пора использовать некоторые способы «вовлечения», которые многие ораторы применяют, чтобы пробудить и удерживать внимание аудитории.

Вопрос

Вопрос, даже риторический, стимулирует мыслительную активность. Поэтому, если внимание слушателей ускользает, можно задать залу вопрос:

– «Вы хотите, чтобы ваша компания стала самой успешной на рынке? Как вы думаете, от каких факторов зависит успех компании? Вы знаете, как мотивация влияет на эффективность работы? Вы отслеживаете повышение или понижение эффективности работы ваших сотрудников?»…

– «Испытывали ли вы хоть раз проблемы с утверждением бюджета на персонал? Какими фактами мы, представители  HR, можем убедить руководство принять наши предложения? На что руководители смотрят в первую очередь? А какие аргументы даже не стоит приводить?»…

Действие

Любое физическое действие привлекает внимание, заставляет сосредоточиться и к тому же лучше закрепляет в памяти то, что было сказано. Об этом приеме знают все преподаватели. У нас в PwC большим успехом пользуются электронные приборы с кнопками для мгновенного голосования: аудитория всегда оживляется в момент голосования. Неплохо раздать участникам  блокноты и ручки и время от времени привлекать их к простейшим действиям:

–  «Поднимите руки те из вас, у кого в отделе текучка персонала меньше 10%, спасибо. А у кого больше 25%? Кто согласен с тем, что вложения в обучение и развитие в наибольшей степени влияют на удержание сотрудников? Поднимите руки, кто так не считает»…

–  «Подумайте и запишите три основных фактора, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени влияют на удержание сотрудников в вашей компании. Покажите вашим соседям, что вы написали. А теперь давайте обсудим эти факторы»…

Провокация

Провокация – это беспроигрышный прием пробуждения внимания аудитории, только пользоваться им нужно осторожно, чтобы не вызвать сразу мгновенного резкого отторжения. Рекомендуется начать со спорного утверждения, чтобы вызвать оживление, а потом можно его развенчать.

– «Всем известно, что если бьет, значит, любит. Лучшая мотивация – это негативная мотивация. Если сотрудники боятся штрафов и увольнений, они лучше работают. Давайте разберемся, так ли это?»…

– «Есть мнение, что самый лучший способ поднять мотивацию, это каждый год увеличивать всем поголовно зарплату в два раза, а бонусы в три раза. Ну и что, что компания может выйти в убыток и разориться, главное, чтобы люди были счастливы и довольны. Некоторые так и считают, но давайте попробуем обсудить другие пути»…

Факты, цифры, цитаты, мнения авторитетных людей...

Бесспорно, цитаты известных людей, притчи, а также ссылки на исследования, подкрепленные статистическими данными, апелляция к опыту самых успешных компаний на рынке или к собственному личному опыту привлекают и фиксируют внимание.

– «Корпоративная культура оказывает влияние на показатель отсутствия на рабочем месте (абсентеизм). Согласно последним данным PwC Saratoga, на долю российских сотрудников ежегодно приходится в среднем 9,2 дней незапланированного отсутствия на работе, т. е. почти в два раза больше, чем в США (5,5 дней) и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (4,5 дней), но приблизительно на одном уровне со странами Западной Европы (9,7 дней)».

– «Мой первый опыт общения с новым руководителем практики закончился эмоциональным конфликтом. Мы полностью разошлись во мнениях о моих полномочиях в роли HR-менеджера. Я считала себя полноправным участником обсуждения стратегических вопросов, он прямо сказал, что моя роль заключается в том, чтобы делать так, как он говорит. Я плакала и была готова писать заявление об увольнении. Теперь мы уважаем, поддерживаем друг друга и вместе принимаем решения. Вот как мы к этому пришли»… 

Визуализация

Визуализация – это очень мощный прием вовлечения, он будит воображение и фантазию. К тому же эмоциональная окраска обеспечивает лучшее запоминание, это связано с тем, что эмоции оставляют сильный след, который дольше держится в памяти, и информация получает шанс перейти из краткосрочной в долгосрочную память. Помимо наглядных графиков, диаграмм, рисунков, картинок, фотографий можно использовать отрывки из известных фильмов, обычно большим успехом пользуется классика типа «Служебного романа», но можно найти неожиданно интересные моменты, привязанные к теме, в любом хорошем фильме или мультфильме. Можно использовать и словесную визуализацию.

– «Давайте представим себе идеальный корпоративный тимбилдинг: Турция, яркое небо, море, сотрудники в неформальной обстановке обсуждают важные стратегические вопросы, а вечером играют в футбол, волейбол и танцуют на дискотеке, стажеры в баре разговаривают со старшими партнерами»…

Одним из лучших приемов визуализации может служить пламенная речь блистательного Остапа Бендера в Васюках. Те, кто читал роман или смотрел фильм, наверняка сразу вспомнят и представят себе мраморные лестницы, которые спускаются из города на пристань, железнодорожную магистраль Москва –  Васюки, аэропорт, из которого почтовые самолеты и дирижабли летят во все концы света, включая Лос-Анджелес и Мельбурн. Остап, кстати, виртуозно использовал и остальные приемы ораторского искусства, о которых мы говорили выше.

Конечно, это не полный список приемов, которые могут помочь привлечь внимание аудитории, к тому же выбор приемов и их комбинация зависят от темы выступления и от состава слушателей. При этом, наверное, у каждого человека, который регулярно выступает на публике, есть свой любимый способ «вовлечения». Будет очень интересно, если вы поделитесь своими приемами. Спасибо за внимание.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more