Статья опубликована в № 2953 от 05.10.2011 под заголовком: Шифровка для соискателя

О чем рассказывает нестандартное объявление о работе

Эпатажное объявление о работе – отдельный коммуникационный жанр, закодированное послание работодателя соискателю. В России подобный способ поиска сотрудников пока не слишком принят, а на западном рынке прочно вошел в моду
PhotoXpress

Недавно на сайте HeadНunter было опубликовано объявление о работе, в котором говорилось: «Региональный менеджер имеет все шансы войти в дружно ушибленный на всю голову коллектив». Еще одно объявление с того же сайта: «Если вы хотите сразу много денег и fix’ом за то, что не знаете рекрутинга, то это не к нам, а в третий кабинет с анализами». Таким вот оригинальным образом работодатель искал сотрудника на должность консультанта по подбору персонала.

«В этих объявлениях маловато вкуса, зато слишком много сарказма! А шутливое послание соискателю должно быть добрым, а не злым», – усмехается Ксения Шматкова, корпоративный директор сети кофеен «Шоколадница» и концепции «Ваби Саби». Но главная ошибка, по ее мнению, в том, что такое послание ничего не говорит кандидату о знаниях, умениях и навыках, которые требуются работодателю. «Если бы я, например, искала регионального менеджера, то написала бы, что найму человека с водительскими правами для оленьей упряжки и устойчивым навыком полетов на метле, так как ему придется ездить в командировки туда не знаю куда и куда не летают самолеты, – фантазирует Шматкова. – Можно еще добавить, что кандидат должен знать азбуку Морзе. Ну и чувство юмора жизненно необходимо».

В глаза смотри

Российские сайты о работе пестрят необычными объявлениями значительно меньше, чем западные. Эксперты менеджмента говорят, что в погоне за талантами все больше работодателей по всему миру стараются размещать именно нестандартные объявления. Так, Cет Рабинович из консалтинговой компании в Тель-Авиве недавно получил от клиента на рассмотрение целую серию таких объявлений. Одно, например, гласило: «Разыскивается менеджер по продажам, который, рассказывая о товаре, способен пристально смотреть в глаза клиенту».

«У компании в прошлом были проблемы с менеджерами по продажам – те не уделяли должного внимания потребностям клиентов», – рассказывает Рабинович. Он считает, что компании нужно было пересмотреть методы управления персоналом в целом, но находит забавным нестандартный способ поиска новых работников. Ведь в приведенной рекламе внимательный соискатель найдет всю необходимую информацию, прочтет суть послания: нам нужны люди, хорошо чувствующие клиента. «Я бы поставил эту фразу в самый верх объявления. Тогда на объявление откликнутся именно те люди, которых хотелось привлечь, и на собеседовании останется задать только несколько дополнительных вопросов», – заключает Рабинович.

Эйрон Кей – профессор менеджмента, психологии и неврологии Дюкского университета в Дареме провел вместе с коллегами целое исследование на тему, как работодатели пишут объявления о работе и как соискателям следует их читать. И выяснил, например, что компании до сих пор по-разному пишут объявления для мужчин и для женщин. По стилю послания можно понять, представителя какого пола работодатель хочет видеть в этой должности.

Россиянам не до шуток

Российский рынок труда не любит шутить, когда речь идет о работе, заверяет Юрий Вировец, президент HeadHunter. «Юморное, странное объявление вызовет лишь подозрение и неприятие», – считает он.

Как бы эпатажно ни выглядело объявление, оно преследует ту же цель, что и самое обычное: привлечь в компанию подходящих кандидатов. «Описание вакансии должно показывать, какой стиль общения приемлем в компании, кто близок работодателю по духу, а кому лучше в эту компанию не обращаться», – говорит Светлана Ершова, вице-президент по организационному развитию компании «Скартел» (бренд Yota). На ее взгляд, объявления, которые были опубликованы на HeadHunter, написаны в слишком фамильярном тоне и не дают представления о корпоративной культуре компаний-работодателей.

На Западе система работы с персоналом формировалась десятилетиями и, очевидно, там настало время для инноваций не только в бизнесе, но и в HR-среде, говорит Юлия Лысенко, руководитель отдела предоставления персонала лизинговой компании «Анкор». Российский рынок более консервативен. Например, нестандартное объявление при поиске главного бухгалтера только отпугнет наиболее подходящих кандидатов, потому что бухгалтерия и финансы – та сфера, где как раз необходимы стандарты и консерватизм, объясняет эксперт. В России много эпатажного и необычного можно встретить только на рынке цифровых технологий. «Этот рынок быстро растет. Он молод и насыщен молодыми кадрами, что позволяет работодателям более творчески подходить к методам поиска персонала», – констатирует Лысенко.

Однако Ершова из «Скартела», молодой компании, которая известна творческим подходом к кадровой политике, признается: она никогда не публиковала откровенно эпатажных или юмористических объявлений. «У нас достаточно широкая аудитория. Поэтому мы размещаем сдержанные, хотя и не совсем стандартные объявления», – говорит она. Недавно компании нужны были новые сотрудники в мобильные киоски, которые должны были не просто продавать продукцию, но уметь рассказать о ней покупателю, увлечь его новым продуктом. В объявлении было сказано: ищем людей, которые легко рассказывают о сложном и продают сегодня технологии завтрашнего дня. Ершова убеждена, что со временем на нашем рынке труда появится больше нестандартных, привлекающих внимание, а иногда и смешных объявлений о работе. «Хотя бы 20% работодателей будут публиковать такие описания вакансий», – считает она.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать