Менеджмент
Бесплатный
Григорий Милов
Статья опубликована в № 2959 от 13.10.2011 под заголовком: Дело не в понижении

На каких условиях опытный менеджер готов перейти в стартап

Профессиональные менеджеры из устоявшихся компаний могли бы помочь компаниям начинающим, считают в Ward Howell и Российской венчурной компании. Как показало проведенное ими исследование, многие руководители к возможности ухода в стартап относятся положительно
А.Махонин

Александр Малюков значительную часть карьеры провел в финской компании Benefon. Дослужился до должности руководителя отдела интернет-технологий в штаб-квартире компании. Но в 2007 г. Benefon стала серьезно сдавать, и Малюкову пришлось искать новые карьерные возможности. «Можно было перейти в другую телекоммуникационную компанию, например в Nokia, но не хотелось опять становиться винтиком в огромной корпоративной структуре», – рассказывает он.

В 2007 г. Александр принял приглашение возглавить в Москве совершенно новый проект в области интернет-рекламы, из которого позднее получилась компания «Блондинка.Ру», а Малюков стал ее гендиректором. В 2010 г. он стал гендиректором и президентом российской инновационной компании Witology. В круг его обязанностей входят и задачи, связанные с наймом. «Нам удается переманивать успешных менеджеров из устоявшихся корпоративных структур», – говорит Малюков. Правда, работа в стартапе – это совсем другая жизнь, говорит он: «Все понимают, что рискуют, что нагрузки и ответственность будут большими, что многое придется делать своими руками. Но хороших менеджеров это не останавливает».

Кого привлекают стартапы

Переход на работу в стартап опытные российские менеджеры из крупных компаний вовсе не считают понижением в статусе, утверждают специалисты консалтинговой компании Ward Howell (WH) и Российской венчурной компании на основе недавнего опроса нескольких сотен руководителей из базы данных WH. Вопросы были заданы 1500 респондентам. Ответили на них полностью 700. Оставшиеся 800 аргументировали свой отказ отсутствием интереса к тематике инновационных венчурных проектов.

Исследование показало, что 60% участников опроса уже имеют предпринимательский опыт, лишь 35% его не имеют. Из тех, у кого предпринимательский опыт есть, 60% в принципе готовы поработать в начинающей компании снова, утверждают в WH.

Стартапы привлекают людей, обладающих не каким-то особым знанием, а скорее специфическим опытом. Например, по мнению WH, западное бизнес-образование способствует получению такого опыта, а многочисленные кросс-функциональные и кросс-индустриальные переходы – нет. Работа же в западных компаниях приучает менеджеров к комфортным условиям труда с четко регламентированными должностными обязанностями и не способствует стремлению в стартап. Наконец, у менеджеров в возрасте старше 40 лет интерес к стартапам на 12% выше, чем у более молодых коллег. Нас интересовало не то, могут ли карьерные менеджеры добиваться успеха в стартапах, а хотят ли они этого, говорит Илья Брейман, консультант WH.

За какие коврижки

Перед началом исследования у организаторов была гипотеза: успешные менеджеры не захотят идти в стартапы, поскольку посчитают это понижением в статусе, рассказал Брейман. Результаты опроса полностью эту гипотезу опровергли, утверждает он.

Мотивируют тех, кто готов перейти в стартап, не только и не столько деньги, обнаружили исследователи. Среди основных мотивирующих факторов сами менеджеры на первые два места поставили самореализацию и возможность стать собственником, а не наемным менеджером. А требования по компенсации у российских управленцев, продемонстрировавших наибольшее желание работать в стартапах, находятся в зоне психологического комфорта нанимающих их инвесторов, утверждают в WH.

Кандидаты в гендиректора стартапов претендуют минимум на $210 000 гарантированной компенсации в год, а ожидания среднегодового негарантированного дохода приближаются к $750 000, отмечают в WH.

Финансисты ждут от нового работодателя в среднем $250 000 в год гарантированной компенсации и чуть меньше миллиона совокупного дохода. Маркетологи претендуют на $180 000 гарантированной компенсации и $400 000 совокупного дохода.

Укрепить основателей

Исследование проводилось по инициативе РВК, рассказал директор по коммуникациям Евгений Кузнецов. РВК изучает различные провалы рынка инновационных компаний с тем, чтобы со временем их закрывать, продолжил Кузнецов. Оказалось, что кадровый вопрос – один из самых серьезных провалов российских технологических компаний. Большинство компаний слишком медленно растут, причем по чисто внутренним причинам, утверждает он. В частности, по причинам, связанным с ментальностью их основателей. Основатели российских технологических компаний остаются у рычагов управления слишком долго и зачастую сдерживают развитие.

В США, по данным Dow Jones Venture Source, в 9 из 10 случаев у технологических компаний появляется профессиональный наемный гендиректор вскоре после первого же раунда инвестирования, говорит Кузнецов.

В России же многие основатели не видят свою компанию большой или не знают, как этого достичь. Очень много хороших стартапов погибло из-за недостаточной бизнес-подготовки тех, кто их создал: привлечение в таком случае топ-менеджеров со стороны могло бы исправить ситуацию, говорит Кузнецов.

Верят в себя

Исследователи спросили менеджеров и о личных качествах, которые способствуют или препятствуют достижению успеха в стартапе. Из полезных качеств на первые места попали целеустремленность, коммуникативные навыки, работоспособность, опыт. Менее 10% опрошенных упомянули навыки подбора и эффективной мотивации команды (9%), лидерство и организационно-управленческие компетенции. Стрессоустойчивость, творчество и вера в успех получили по 5%.

Многие профессиональные менеджеры не слишком хорошо знакомы со сложностями венчурных проектов, где опыта, целеустремленности и работоспособности часто недостаточно для успеха, пишут исследователи.

Самым распространенным ответом на вопрос о качествах, мешающих успеху в стартапе, оказался «таких качеств у меня не было или они были не у меня» – так ответил каждый пятый респондент. Далеко позади по популярности остались недостаток знаний, опыта, конкретных навыков, эмоциональные особенности, осторожность, нерешительность, стремление к определенности и порядку.

По оценке самих управленцев, лишь в 7% случаев на неуспех влияли объективные причины: недостатки или отсутствие опыта или знаний, во всех остальных случаях главной проблемой был человеческий характер.

Директор по маркетингу компании «Алкорусс» Теймур Ахундов готов рассматривать переход в быстрорастущую молодую компанию только по трезвому расчету. В стартапах его привлекают в первую очередь два аспекта: понятный временной горизонт и возможность достижения видимого результата от наработанных компетенций. При благоприятном сценарии, утверждает он, работать в стартапе он хотел бы 3–4 года до выхода на IPO или продажи компании.

Вот только в нынешней экономической ситуации шансы на IPO или быструю продажу стартапов невелики, а реалистичность хоть каких-то прогнозов на ближайшие три года вызывает сомнения, считает Ахундов, хотя и не исключает, что в российской экономике есть области, где новые компании могут быстро добиться хороших результатов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать