Менеджмент
Бесплатный
Светлана Круглова

Большая разница, или Карьера по горизонтали

Вы можете представить себе, что Цветаева не любила писать стихи, Высоцкому не нравилось играть в театре, а Черчиллю было скучно заниматься политикой? «Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Работа заполняет большую часть жизни, и единственный способ быть полностью довольным – делать то, что, по-вашему, является великим делом. А единственный способ совершать великие дела – любить то, что вы делаете» - так говорил Стив Джобс в своей речи перед выпускниками Стэнфордского университета.

Удается это далеко не всем. Согласно данным глобального исследования PwC Saratoga, в 2007 г. примерно 10% сотрудников были недовольны своей работой, в 2008 г. эта цифра выросла до 20%, а в 2009-м достигла уже 33%. Тренд очевиден, и Россия не является исключением.

Самые распространенные причины недовольства, если исключить материальный фактор (потому что денег всегда мало, и вообще известно, что наша цена всегда выше нашей зарплаты), можно сформулировать так: «слишком много работы», «начальник меня не ценит» и «мне не нравится моя работа: скучно, и все надоело».

Конечно, иногда «скучно, и все надоело» является просто минутной слабостью, усталостью после сложного и длительного проекта, эмоциональным срывом из-за проблем в личной жизни, но иногда это реальное осознание того, что нам перестало приносить удовлетворение то, чем мы занимаемся. Если пропадает интерес, все вокруг раздражает, работа превращается в повинность и даже возможность карьерного продвижения не кажется привлекательной, то становится очевидным, что нужно что-то менять. Кому-то кажется: да какая разница! Для меня разница есть: я бы не хотела, чтобы меня обслуживал официант, которому скучно, стриг парикмахер, который не любит возиться с прическами, или чтобы моего ребенка лечил врач, которому все надоело…

Можно сменить компанию и заниматься тем же самым на новом месте. Можно постараться перевестись в офис своей компании в другом городе, где требуются специалисты соответствующего профиля. А если город, компания и коллеги вас в принципе устраивают, имеет смысл оглянуться вокруг и рассмотреть возможности горизонтальной карьеры.

Горизонтальная карьера может иметь различные формы: можно расширить круг своих обязанностей или ответственности. В маленькой фирме, где все гибко и неформально, это сделать проще, но и в большой регламентированной компании существуют свои возможности: например, можно начать вести тренинги или спецкурсы по интересной для вас теме, писать статьи на корпоративном сайте, предложить свою помощь маркетингу в проведении мероприятий или поучаствовать в корпоративной благотворительности.

А можно сменить специализацию. Известно, что Ли Якокка пришел в «Форд» на должность инженера, но вскоре понял, что эта работа не для него, и перешел в маркетинг, где и сделал блестящую карьеру. Многие компании поощряют горизонтальные перемещения, потому что хотят удержать сотрудников, в которых они уже вложили время и деньги и которые обладают определенными преимуществами перед кандидатами со стороны: знают людей, корпоративную культуру, ценности, правила, процедуры. За них не нужно платить вознаграждение рекрутмент-агентствам, они не унесут с собой ценную информацию, знания и контакты. Во многих японских фирмах принято ротировать сотрудников по разным подразделениям, что помогает в итоге получить эффективных менеджеров, имеющих широкий опыт и представление о бизнесе. У нас в PwC есть политика по переводам между отделами, где прописаны все условия и шаги. Для сотрудников, которые еще не приняли финального решения, но хотели бы попробовать себя на новом месте, можно использовать систему мини-секондментов (переводов на определенный срок с последующим возвращением в родной отдел, если на новом месте человек не приживется).

Насколько просто осуществить горизонтальное перемещение? Иногда приходится участвовать в такого рода диалоге:

– «Я хочу развиваться, делать что-то новое, найди мне что-нибудь, пожалуйста».

– «Хорошо, в какой области ты хочешь развиваться? Где ты себя видишь? Что тебе интересно?»

– «Мне все интересно, ну не знаю, может, маркетинг, там, или HR. Возьмите меня в HR”.

– «А какая конкретно область HR тебя интересует?»

– «Не знаю. А какие есть?»

– «Например, вознаграждение и льготы, или оценка эффективности, или… »

– «Да, про зарплаты и льготы интересно».

– «А почему это тебе интересно? Как ты представляешь эту работу? Какие у тебя есть способности именно для этой работы? Как у тебя с математикой и Excel? Что ты знаешь, что ты читала по этой теме? Что ты нашла на нашем сайте? Что ты знаешь из других источников? С кем ты говорила и обсуждала свой интерес? Есть ли у тебя какие-то идеи по этой теме?»

– «Да ничего я не знаю, Excel не люблю, но я быстро разберусь. Или в другое место возьмите, мне все равно куда».

Есть методики, определяющие склонности, интересы, предпочтения и мотиваторы. Руководитель и сотрудник HR могут помочь определиться, но все же выбор за вас никто другой сделать не сможет. Спросите любого рекрутера, кого труднее всего устроить на работу. Того, кто сам не знает, чего хочет. Менеджерам интересно работать с человеком и вкладывать усилия в его развитие только в случае, если у человека есть осознанное желание развиваться именно в этой области. И это желание нужно подкрепить действиями, например потрудиться найти как можно больше сведений о желаемой работе и по возможности получить хоть какой-нибудь минимальный опыт.

Основные правила для успешной горизонтальной карьеры:

  • Зарекомендуйте себя на своем текущем месте работы. Создайте себе репутацию. Первое, что сделает любой менеджер интересующего вас отдела, это позвонит вашему непосредственному руководителю и спросит его мнение о вас.

  • Занимайтесь своим саморазвитием. Вы должны знать свои сильные и слабые стороны, понимать свои предпочтения и свои ограничения. Идеальная работа находится на точке пересечения ваших склонностей и ваших способностей.

  • Держите глаза открытыми: будьте в курсе корпоративных новостей, знайте, что делают соседние отделы.

  • Участвуйте в социальной жизни компании и стройте свою внутреннюю сеть контактов: посещайте семинары, конференции и другие внутренние мероприятия. Многие полезные знакомства завязываются на тренингах и вечеринках.

  • Найдите себе неформального наставника, но помните, что за свою карьеру отвечаете вы, а не он.

  • Если вы определились, сделайте так, чтобы нужные люди знали о ваших устремлениях. Не требуйте немедленного перевода, но заявите о своем желании. При этом внимательно отслеживайте внутренние вакансии и напоминайте о себе, если увидите, что появилось подходящее место.

  • Постарайтесь получить максимум информации об интересующей вас позиции – обязательно поговорите с коллегами, которые уже этим занимаются, попросите совета, что почитать, посмотреть по теме, чтобы убедиться, что это ваше настоящее призвание. Запишитесь на курсы. По возможности примите участие на добровольной основе в одном из проектов, чтобы понять, насколько вам интересно и насколько вам это подходит.

  • Будьте готовы к некоторому даунгрейдингу: то, что вы ас в аудите, не делает вас автоматически асом по трудовому праву. Коллеги вокруг вас будут обладать большим опытом, чем вы. Скорее всего, ваша зарплата не будет расти, как минимум, год, но затем вы наверстаете упущенное.

  • Начальный период всегда бывает трудным, не нужно поддаваться панике и отступать, уже через месяц-другой вам станет легче, а через три-четыре покажется, что вы почти все знаете.

  • В принципе, никогда не поздно себя искать, но все же, если вы определились, не тяните. С каждым годом вы накапливаете больше опыта, растете в своей текущей позиции и все меньше становитесь готовы к кардинальным переменам.

    На своей работе я видела немало удачных примеров горизонтальной карьеры: директор по аудиту перешла в отдел обучения и успешно занимается коучингом, бывший переводчик работает директором по аудиту, бывший налоговый специалист стал очень успешным старшим менеджером по развитию бизнеса… Моя подруга, бывший секретарь, стала ландшафным дизайнером, другая, работавшая в страховой компании, начала преподавать английский в институте, а третья, бывший химик, работает в налоговой инспекции. Их объединяет то, что они поменяли карьеру в достаточно зрелом возрасте, и теперь им по-настоящему нравится то, чем они занимаются.

    Есть ли риск при горизонтальных переходах? Есть. Стоит ли рискнуть? Вам решать. Марк Твен писал, что «тысячи гениев живут и умирают непризнанными – либо ими самими, либо окружающими». Кто знает, может быть, на новом месте вы станете Стивом Джобсом, а может быть, просто начнете получать от работы удовольствие.

    Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
    Комментировать