Менеджмент
Бесплатный
Лорен Ортман|Дэлла Брэдшоу
Статья опубликована в № 3189 от 17.09.2012 под заголовком: Магистратура без опыта работы

Рейтинг FT: лучшие в мире 70 программ Masters in Management

Магистерские программы по менеджменту для людей с небольшим опытом работы – чисто европейское изобретение – остаются локальным продуктом. Но выпускники этих программ востребованы и хорошо оплачиваемы по всему миру даже в кризис

Рейтинг магистерских программ по менеджменту (MiM), ежегодно составляемый FT уже восьмой раз, остается европейским проектом – его возглавляет швейцарская школа, а участники в основном французские и британские конкуренты. Рейтинг основан на опросе бизнес-школ и их выпускников 2009 г. (подробнее о критериях см. врез на стр. 14).

University of St. Gallen сохранил свое лидирующее место во второй раз за счет того, что его выпускники по-прежнему могут похвастаться самыми высокими зарплатами спустя три года после окончания обучения, у них самый высокий показатель карьерных достижений, а за плечами наибольший международный опыт. Университет предлагает лучшее соотношение цены и качества и занимает 2-е место в рейтинге по показателю эффективности своей кадровой службы.

Esade Business School в Барселоне (Испания) и HHL Leipzig Graduate School of Management (Германия) показали хороший прогресс за последнее время, достигнув 6-го и 11-го места соответственно. Warwick Business School (Великобритания) продемонстрировала самый большой скачок – перепрыгнув 13 позиций, она заняла в рейтинге 35-е место. IE Business School (Мадрид) – на 6-м месте, самом высоком среди новых участников. Среди школ, расположенных за пределами Европы, самое высокое, 10-е, место заняла Indian Institute of Management in Ahmedabad.

Почти половина школ, вошедших в рейтинг, представляют Францию и Великобританию – 19 и 13 соответственно. Французские школы разместились в верхней половине рейтинга, британские – в основном в нижней. Между программами двух стран большая разница.

90% процентов поступивших в британские бизнес-школы – иностранцы, во Франции этот показатель достигает одной трети.

С другой стороны, студенты во Франции проводят значительную часть времени за границей в программах по обмену и научных стажировках, тогда как студенты британских школ во время учебы за границу выезжают реже и на более короткий срок. В результате британские школы обгоняют своих французских соперников по показателю международного разнообразия, а французские в свою очередь опережают британские по показателю международного опыта, полученного в ходе обучения.

Карьера

Данные опроса выпускников, проведенного FT для подготовки рейтинга в этом году, показали, что более половины выпускников британских программ MiM 2012 г. приехали на учебу из-за пределов ЕС. Около четверти из них в настоящее время работают в Великобритании. С апреля 2012 г. согласно новым визовым правилам для студентов, приехавших учиться из-за пределов Европы, от них требуется наличие приглашения на работу с минимальным уровнем зарплаты, составляющим 20 000 фунтов стерлингов в год от аккредитованного работодателя, если после окончания учебы они хотят остаться в Великобритании (см. колонку «Рынок труда» на стр. 15). До сих пор остается не ясным, как отразится эта реформа на позициях британских школ в рейтинге в будущем.

Уровень занятости выпускников – в среднем 90% спустя три года после выпуска – и хороший уровень зарплат (см. таблицу на стр. 13), безусловно, являются притягательными факторами программ Masters in Management (MiM). «Рецессия и кризис в еврозоне сделали свое дело, – говорит Фрэнк Видал, декан французской бизнес-школы Audencia в Нанте, 89% выпускников которой находят работу в течение трех месяцев после окончания учебы. – Честно говоря, [найти работу] стало труднее, чем это было три года назад, но в целом показатели хорошие».

Кроме того, рекрутеры предъявляют все более высокие требования к кандидатам. Cass Business School (Лондон) реорганизовала свою программу для того, чтобы обеспечить студентам гарантированную возможность приобрести навыки межличностного общения, включая участие в консалтинговом проекте.

По данным опроса выпускников, они все чаще планируют работать в компаниях поменьше. В 2008 г. почти трое из пяти были заняты в компаниях с более чем 5000 сотрудников, в 2012 г. это соотношение снизилось до показателя двое из пяти. Перспектива внести больший вклад в развитие компании или принятие на себя большей ответственности – вот, вероятно, некоторые из тех причин, по которым выпускники стремятся попасть на работу в компании поменьше.

Мало знают

Европейский эксперимент по созданию своей, отличной от североамериканской программы бизнес-обучения – MiM начался более 22 лет назад. В отличие от американского MBA-стандарта европейцы придумали программу для людей без существенного опыта работы, который они должны были начать получать уже в процессе обучения и пройдя как минимум 10-недельную стажировку в компаниях. С тех пор различные программы магистратуры для людей без опыта работы стали очень популярны в Европе.

Данные школ, которые участвовали в рейтинге как в 2009 г., так и в 2012 г., показывают, что количество студентов на программах MiM за этот период возросло на 18%. Еще больше растет спрос на аналогичные программы в школах Восточной Европы – количество зачисленных здесь возросло на 70%, причем в основном за счет местных студентов.

По словам Джанвито Ланцолла, директора программы MiM в Cass Business School, растет как число предлагаемых программ, так и число соискателей на обучение. «Они [программы MiM] повсюду растут как грибы. Я думаю, что рынок будет поляризироваться», – предсказывает он.

За исключением Старого Света, в остальном мире отношение к этой программе остается неоднозначным. В Северной Америке ее популярность невелика, несмотря на то что такие известные школы, как Thunderbird, Fuqua, Ivey и Queen’s в Канаде, уже предлагают обучение по такой программе.

В Индии последипломные программы (PGP), которые есть во всех индийских институтах менеджмента, являются зеркальным отражением европейского формата пре-MBA программ MiM. Однако в остальной Азии эта степень менее известна.

В континентальном Китае Tsinghua University запустил первую программу MiM в 2011 г. как часть международной магистратуры Cems, а начиная с 2012 г. программу MiM имеет Renmin University в Пекине.

Сантьяго Инигуез, декан бизнес-школы IE в Испании, основал группу «Друзья MiM» для продвижения этого бренда на рынке, в состав которой вошли такие бизнес-школы, как LBS; он полагает, что «тем не менее все еще существует потребность в продвижении этой степени на международном уровне». «Известность бренда MiM находится на действительно низком уровне. Мы хотим, чтобы MiM стали узнавать в обеих Америках», – говорит декан.

Как считали рэнкинг FT

Рэнкинг составляется на основании данных, полученных от школ и выпускников. Полученным данным присвоен различный вес:

20$ средневзвешенная зарплата выпускников, т. е. средняя зарплата через три года после выпуска, скорректированная с учетом разницы в отраслях 5% окупаемость расходов: место школы по росту зарплат выпускников, высчитывается как зарплата через три года после выпуска минус расходы на обучение 10% карьерный рост: статус через три года после выпуска с учетом уровня должности и величины компании 5% достижение целей: в какой степени выпускники достигли целей обучения по программе MiM 5% эффективное трудоустройство: балл рассчитывается исходя из процента выпускников, которым удалось найти работу с помощью карьерного центра школы 5% трудоустройство в первые три месяца: процент устроившихся на работу в первые три месяца; в скобках – процент выпускников, по которым школа предоставила эти данные 3% женщины среди преподавателей 3% женщины среди студентов 1% женщины в руководстве 5% иностранцы среди преподавателей 5% иностранцы среди студентов 2% иностранцы в руководстве 6% процент преподавателей с докторской степенью 10% международный опыт: насколько увеличился список стран, где работали выпускники программы сразу после окончания программы и сейчас 10% международные курсы и практики, показатель, высчитываемый по четырем критериям, которые характеризуют интернационализацию в процессе обучения 5% количество иностранных языков, которое слушатель должен знать по окончании программы

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать