Можно ли разбогатеть на торговле экзотическими цветами

В 2005 г. москвич Сергей Куницын не поступил с первого раза во ВГИК и принял решение заняться собственным бизнесом: сначала продавал театральные билеты, потом игрушки и, наконец, цветы. Но свой первый миллион он рассчитывает заработать в очень узкой нише. Сейчас он руководит студией Flowerrr.ru, которая специализируется на продаже цветов-хищников. Пока ему удалось продать 1500 экзотических насекомоядных растений
Сергей Куницын сделал ставку на саррацению и другие не менее хищные растения/ С.Портер/ Ведомости

Создать собственный бизнес Сергей Куницын планировал с 8-го класса. Но, как человек увлекающийся, не раз менял ход мыслей, какой же бизнес он хочет создать. Когда увлекся карате, планировал получить пятый дан и со временем открыть собственный спортзал, затем получил травму и задумался о прекрасном – точнее, о театре. Театральный класс, неудачное поступление во ВГИК – и, чтобы быть поближе к желаемому, устроился в агентство по продаже театральных билетов. Агентство работало по системе прямых продаж, и вот тут талант будущего миллионера заиграл в полную силу. Оказалось, что продавать Куницын может что угодно и кому угодно.

Навыки, приобретенные за три года продаж билетов, пригодились ему, когда он с приятелем стал торговать у метро разными игрушками-приколами. Бывало, что с одной точки, вложив в товар 3000 руб., удавалось получить 15000–20000 руб. чистой прибыли. Пару лет он занимался всем подряд – подрабатывал тамадой, снимался в массовке, продавал шоу «женские бои без правил», но никак не мог найти свою нишу. Перед 8 марта 2010 г. решил подзаработать на продаже тюльпанов. Дело показалось ему очень доходным. Тюльпаны, приобретенные по 16 руб., расходились по 50. А игрушки из цветов и вовсе показались золотой нишей. При себестоимости 600–1000 руб. продавались такие цветочные зайцы и мишки от 3000 и дороже.

Цветочная эпопея

Скорый на решения Куницын решил открыть интернет-магазин «Цветкофф». «Ошибок я тогда наделал бессчетное количество. Создал огромный ассортимент – более 1000 позиций, в котором сам запутался», – признается Куницын. Продвижение своего сайта через «Яндекс» тоже стоило дорого – 22000 руб. в месяц. И, по расчету предпринимателя, инвестировать в такое продвижение пришлось бы минимум год. Тогда-то он решил пойти проторенным путем прямых продаж и выставил большую коллекцию смешариков из цветов на празднике цветников в Кузьминках. «Я был уверен, что привлечем внимание посетителей и не только продадим весь наш стенд, но еще и раздадим визитки нашего сайта, повысим узнаваемость», – рассказывает Куницын.

Но его ждал полный провал. Потратить пришлось 30000 руб., а выручка составила всего 1000 руб. Посетители действительно подходили, восхищались, но покупать не спешили.

В тот период цветочных метаний Куницыну в каком-то магазине попался на глаза необычный цветок в горшке – венерина мухоловка. «Я сразу вспомнил любимый в детстве фильм «Маленький магазинчик ужасов» про цветок-хищник и решил купить просто из любопытства» – таким образом Куницын попал под обаяние зеленых монстров. И хотя первая мухоловка бесславно погибла, Куницын углядел именно в растениях-хищниках свою нишу и решил сосредоточиться именно на насекомоядных экзотических растениях.

Все остальные цветочные предприниматели если и заводили в ассортименте хищников, то в единичных экземплярах, продавая их как сопутствующий товар среди садовых, экзотических собратьев, посчитал он.

Сложности начались сразу на старте. Оптовики, завозившие в Россию разнообразную флору из Голландии, отказывались продавать мини-партию, меньше телеги, на которой умещалось примерно 500 растений. Но после провала с идеей магазина «Цветкофф» вкладывать большую сумму было страшно.

После долгого обивания порогов ему таки удалось обаять директора одной такой фирмы, согласившейся продать стартовую партию венериных мухоловок: 48 растений примерно за 10000 руб. Первая партия разошлась довольно быстро – через газету бесплатных объявлений и созданную группу «В контакте». Тогда мухоловки Куницын продавал по 500 руб. Вскоре он запустил интернет-магазин по продаже домашних монстров Flowerrr.ru и расширил ассортимент другими хищниками: росянкой (Drosera), жирянкой (Pinguicula), сарраценией (Sarracenia), непентесом (Nepenthes) и др.

Хищные цены

«В магазинах можно купить такие растения и за 350 руб., и дешевле, но они худшего качества, – утверждает предприниматель. – Микроклимат и уход за такими растениями нужен особый. В обычных цветочных магазинах продавцы редко сами знают, как это обеспечить». Прямых конкурентов в России Куницын себе не видит.

«Мы также продаем насекомоядные растения, но у нас это как одно из направлений, – говорит Евгений Михайлов, консультант компании «Дом цветов». – В общем объеме продаж на растения-хищники приходится не больше 10%. Поскольку многие из них требуют особого ухода, например, росянка и дионея (венерина мухоловка) – высокой влажности воздуха и хорошего освещения, продажи таких растений нужно сопровождать консультациями, иначе люди могут потратить деньги впустую».

По его словам, сегодня их предлагают уже многие цветочные магазины. «В магазине Flowerrr.ru несколько завышены цены», – считает Михайлов. Если та же дионея продается везде не дороже 350 руб., то у Куницына клиенты видели цену от 500 руб., утверждает он. Действительно, в интернет-магазине у Куницына венерина мухоловка стоит 579 руб., росянка – 619 руб., непентес – от 600 до 3500, саррацения – от 600 руб. Однако, судя по всему, по этой цене цветы почти никто не покупает. У компании много дисконтных программ. На мастер-классах и выставках растения уходят примерно за те же 300 с небольшим рублей, рассказал Куницын. И маржа, по его словам, сегодня составляет немногим более 100 руб. на растение.

В снижении рыночных цен отчасти виноват и сам Куницын. Если в 2011 г. на энтузиазме первых удачных продаж он утверждал, что никогда не будет продавать своих монстров через купонные сайты, потому что это обесценивает продукт, то в 2012 г. его компания дважды проводила акции, предлагая цветы с 50%-ным дисконтом.

«Спрос на растения-хищники растет, и объяснить это можно тем, что рынок обычных растений уже перенасыщен, – рассуждает Екатерина Шемякина, руководитель отдела продаж торгового дома «Растительный мир». – Люди хотят чего-то необычного, то, что сегодня не купишь в каждом супермаркете или в цветочном ларьке».

Доля растений-хищников в общем объеме продаж в ее компании составляет около 20%, большая же часть приходится на офисные растения, говорит Шемякина. Рынок экзотических растений только формируется, сейчас трудно говорить о его объемах, утверждает она. Но продавать такие растения лучше в специализированных магазинах. «Во-первых, в сетях наш товар перестает быть эксклюзивным, а во-вторых, супермаркеты работают с очень ограниченным ассортиментом, поскольку за растениями-хищниками нужно ухаживать», – рассказывает Шемякина.

Объемов рынка растений-хищников на данном этапе не представляют себе и специалисты других компаний, опрошенных «Ведомостями», однако все отмечают, что интерес к этому сегменту растет.

Практически каждый второй посетитель нашего уголка монстров интересуется, где купить и как ухаживать за этими растениями, отмечает Ольга Михеечева из Биологического музея им.Тимирязева.