Статья опубликована в № 3225 от 07.11.2012 под заголовком: Хедхантеры ждут перемен

Мировая отрасль поиска руководителей высшего звена теряет заказы

Мировая отрасль поиска руководителей высшего звена переживает не лучшие времена. Россия – не исключение
Fotolia / PhotoXPress

В III квартале 2012 г. количество новых заказов, полученных компаниями, входящими в ассоциацию executive search консультантов (AESC), сократилось на 7,6% по сравнению с III кварталом 2011 г. и на 6,8% по сравнению со II кварталом 2012 г. Единственным островком стабильности на рынке остался технологический сектор: в нем, по данным консультантов AESC, число новых заказов сократилось всего на 1,9% по сравнению со II кварталом 2012 г. и даже выросло на 12,3% за прошедший год. В отрасли life sciences/healthcare за прошедший квартал число заказов практически не изменилось, но за год снизилось на 9,8%. Остальные отрасли, за которыми следят в AESC (а именно промышленность, потребительский рынок и финансовый сектор), показали снижение показателей как на квартальной, так и на годичной основе.

Результаты разочаровывают, но неожиданными назвать их довольно трудно, отмечает президент AESC Питер Феликс. По его словам, III квартал традиционно относится к одним из самых медленных в отрасли, а в августе и сентябре многие члены ассоциации сообщали о замедлении бизнеса.

Из регионов мира самое значительное снижение (число новых заказов за год сократилось на 12,2%) пришлось на регион Европа, Ближний Восток и Азия (EMEA), чуть лучше дела в Азиатско-Тихоокеанском регионе (-9,6%), Северной Америке (-4,3%), Центральной и Южной Америке (-2,3%).

Хороший, активный квартал, говорит Артем Авдеев, управляющий партнер российского офиса Egon Zehnder. В российской практике компании основными драйверами роста, по его словам, стали фармацевтика, промышленность, потребительский рынок. Из этих секторов много новых обращений и много подтвержденных заказов, говорит он. Но времена, на его взгляд, все равно не самые спокойные. В Западной Европе экономический спад, а в кризисные времена международные компании могут сокращать затраты по принципу «чем дальше от штаб-квартиры, тем лучше». А значит, темпы найма менеджеров в представительствах международных компаний могут сократиться, утверждает он.

Услуга не для госкомпаний

В российском офисе Amrop III квартал 2012 г. был хуже первых двух, но лучше, чем III квартал 2011 г., рассказала партнер российского офиса Екатерина Кашубская-Кимпеляйнен. Возможно, дело в том, что первые два квартала для российского Amrop оказались очень загруженными и успешными, допускает она, но не исключает и структурных изменений на российском рынке executive search. Заказчики стали принимать решения значительно медленнее, на высшие руководящие позиции частные компании ищут людей реже. Развитие бизнеса в России сосредоточено в сфере влияния госкомпаний, говорит Кимпеляйнен, которые по-традиции услугами консультантов executive search пользуются значительно реже. Угрозу со стороны профессиональных социальных сетей и других новейших способов найма Кимпеляйнен видит, но считает ее относительно небольшой. В этот сегмент уходят клиенты, которые хедхантерам доставались случайно, говорит она. Основной хлеб консультантам Amrop приносит выполнение сложных задач, которые с помощью одних только социальных сетей решить точно не удастся, считает она.

В компании Ward Howell III квартал был в меру успешным, хотя и не самым блестящим, рассказал гендиректор компании Евгений Буякин. Не хуже первых двух и даже чуть лучше, чем III квартал 2011 г. Вот только основной бизнес компании – собственно executive search – растет очень медленно, говорит Буякин, а другие направления бизнеса, связанные с предоставлением консалтинговых услуг, например в области управления талантами, развиваются намного быстрее. В долгосрочной перспективе, по его словам, отрасль executive search будет расти, несмотря на развитие профессиональных социальных сетей и других новых способов привлечения персонала.

Амбиции выше результата

Выручка московского офиса Odgers Berndtson по итогам семи месяцев 2012 г. выросла на 16%. Это помогло России выйти на третье место в Европе по выручке, сообщили в компании. Впрочем, несколько стран – например, Швеция, Польша, Турция – росли еще быстрее. В целом же по Европе никакого прироста бизнеса компании получить не удалось. Большинство региональных офисов ставили себе амбициозные планы роста на этот год, но выполняют их пока только Испания и Турция, отмечают в компании.

В портфеле услуг московского офиса Odgers Berndtson самые быстрые темпы роста показывают услуги не непосредственно executive search, а практики «Оценка и развитие руководителей». К концу 2012 г., по прогнозам партнера Odgers Berndtson Даниила Рыбака, на них будет приходиться до 20% оборота офиса.

Ситуация на рынке услуг executive search может служить хорошей иллюстрацией к работам Майкла Портера, говорит Ваагн Манукян, управляющий партнер Heidrick & Struggles в России. Заказчики услуг консультантов консолидируются более быстрыми темпами, чем их исполнители, и поэтому зачастую могут диктовать условия, утверждает он. Большинство же хедхантеров не обладают достаточным весом на рынке и, хуже того, вынуждены постоянно конкурировать с совсем небольшими бутиковыми компаниями. «У нас же каждая пипетка хочет стать клизмой», – говорит Манукян. Консультанты даже с относительно небольшим опытом работы в крупных консалтинговых компаниях норовят, увольняясь, открыть собственные бутики и предложить услуги тем же клиентам, с которыми работали в рамках крупных структур, поясняет он.

Выручка глобальной компании Heidrick & Struggles в III квартале 2012 г. сократилась до $117,3 млн, т. е. на 17,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщается в отчетности. Самый серьезный удар приняло на себя европейское подразделение компании, где падение составило 43%. Число консультантов, работающих в штате компании по всему миру, сократилось с 386 в 2011 г. до 332 в 2012 г. Зато средняя выручка на консультанта выросла до $1,4 млн в год, уточняет Манукян. Итоги по России в Heidrick & Struggles не разглашают, но, по словам Манукяна, наша страна всегда входила в группу растущих рынков, а значит, от московского офиса в штаб-квартире ждали и ждут роста. К концу 2012 г. результаты будут не хуже, чем в 2011 г., несмотря на довольно серьезные изменения внутри самого московского офиса, прогнозирует Манукян.

По его словам, глобальному, да и российскому рынку executive search не помешала бы консолидация, тогда условия работы хедхантеров на рынке стали бы проще, а правила игры – прозрачнее. Он не удивится, если такая консолидация вскоре произойдет.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать