Замминистра образования призвал научное сообщество выработать репутационные механизмы

Замминистра образования Игорь Федюкин предложил научному сообществу подумать, как запустить систему воздействия репутационных механизмов, которая не допускала бы плагиата в научных работах и заставила бы ученых придерживаться высоких стандартов качества. Он сказал об этом в интервью журналу "Сноб". По словам министра, сейчас в научной среде "представления о допустимом, о профессиональной этике размыты до какой-то совершенно невообразимой степени", хотя ситуация отличается в разных дисциплинах. Он отметил, что в одних дисциплинах стандарты в целом сохраняются, а в общественных науках ситуация совсем тяжелая: "Наличие степени сейчас может служить едва ли не дисквалифицирующим признаком".

По словам Федюкина, если в науке механизмы саморегулирования не работают, министерству остается только пытаться регулировать ситуацию извне, что означает ужесточение процедурных требований и закручивание гаек. "Это ведет только к умножению бюрократических барьеров, которые, как правило, отсекают хороших людей. Мошенники, люди с административным ресурсом по определению лучше приспособлены для преодоления этих барьеров", - считает он.

Стремление получить любой ценой научную степень, по словам Федюкина, - проявление представления о престиже научных знаний, оставшееся со времен СССР. Также он видит в этом стремлении "непонимание того, что такое стандарты научности в общественных и гуманитарных дисциплинах". Еще одной причиной он назвал использование чиновниками "остепененности" как критерия оценки научно-образовательных организаций или основанием для доплат. Федюкин заявил, что от такой системы пора уходить и считать наличие преподавателей с учеными степенями важным показателем, только если можно оценить качество этих степеней.

По словам Федюкина, представители Минобрнауки на недавней встрече с тремя сотнями ученых обсудили списки критериев для каждой научной дисциплины. После этой встречи началась работа групп по конкретным научным направлениям, а через несколько месяцев после обобщения всех данных представители научного сообщества представят свои предложения по тому, "что надо дополнить и изменить, подстроить под конкретную отрасль знаний".

Замминистра образования также упомянул новый проект - "1000 лабораторий". В рамках проекта будут выделяться сравнительно небольшие гранты на уровне 15 млн руб. в год на формирование новых исследовательских групп и начало новых проектов. По словам Федюкина, это должно помочь "наладить механизм создания тех самых точек роста, дать возможность перспективным, в том числе молодым, исследователям формировать свои группы, запускать новые проекты". Конкурс на участие в проекте будет запущен в следующем году, добавил чиновник.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать