Менеджмент
Бесплатный
Дэлла Брэдшоу|Лорен Ортманс

Harvard Business School вернулась на вершину рэнкинга FT «Лучшие программы MBA в мире»

Но сохранять лидерство ей и всем другим все сложнее - удовлетворенность выпускников двухгодичными программами MBA падает

Над рэнкингом FT Global MBA Ranking 2013 г. витает ощущение дежавю: хотя за последние 15 лет первые пять мест в рейтинге по очереди занимали восемь школ, но доминируют все это время четыре. Harvard Business School и школа Wharton (Пенсильванский университет) входили в первую пятерку во всех 15 выпусках рейтинга. Columbia Business School и Stanford Graduate School of Business только дважды за этот период не попадали в его верхние строчки. London Business School входила в первую пятерку 10 раз, а INSEAD-4.

Программы MBA оцениваются FT по следующим критериям: карьерный рост, достигнутый выпускниками, и их представленность на международной арене, диверсификация студенческого и преподавательского составов и качественный уровень последнего. Кроме того, оценивается уровень проводимых преподавателями исследований.

Гарвард лидирует по таким критериям, как исследовательская работа и генерирование новых идей. Выпускники школы могут похвастаться вторым по размеру уровнем зарплаты после Stanford Graduate School of Business, а также одним из самых быстрых темпов роста зарплаты спустя три года после окончания обучения. Гарвард также занимает одно из первых мест по карьерному росту своих выпускников, а его программа MBA была одной из самых часто рекомендуемых студентами других школ.

Esade Business School и University of Cambridge в этом году добились самого большого роста среди школ из верхней части итоговой таблицы, поднявшись на 11 и 10 позиций соответственно.

Новые тенденции

Ведущие школы все чаще предлагают получение совмещенных и двойных степеней. Диплом MBA можно получить одновременно со степенью по инженерному делу, медицине или юриспруденции — наиболее популярным специальностям.

В США наиболее активно такое образование продвигают Michigan Ross School of Business и Stanford Graduate School of Business. В Stanford один из шести студентов, обучающихся по программе MBA, одновременно получает образование по другой специальности, и университет планирует довести это соотношение до одного к четырем. В Yale School of Management трое из четырех студентов, обучающихся по программе MBA, проходят по крайней мере один дополнительный курс, не связанный с их основной специальностью в области маркетинга.

По словам Элисон Дэвис-Блейк, декана Michigan Ross, необходимость в более широком образовании определяется потребностями рынка и запросами студентов.

Другие школы используют различные инструменты для того, чтобы ликвидировать разрыв в рейтингах. В США University of Chicago Booth School of Business фокусируется на предпринимательском деле, создавая новые фирмы и помогая коммерциализировать инновации.

Среди студентов растет спрос на предпринимательские программы, подтверждает тенденцию профессор Дэвис-Блейк: «Работа только в одной корпорации должна остаться в прошлом».

В Великобритании в Warwick Business School декан бизнес-школы Марк Тэйлор пересмотрел содержание программы MBA, поместив в центре нее поведенческие науки и введя такие дисциплины, как психология и антропология.

Существует еще несколько важных тенденций, которые в 2013 г. будут ускоряться. Все ведущие школы экспериментируют с деятельностным подходом в обучении и пытаются понять, как учесть в программе обучения проблемы глобализации и развития навыков межличностного общения.

Но число заявлений на обучение в бизнес-школах все равно сокращается. На рынке все более отчетливо наблюдается раздвоение: одногодичные степени мастера по бухгалтерскому учету, маркетингу или финансам становятся все более привлекательными в сравнении с двухгодичной программой MBA. А среди тех, кто все-таки выбирает получение степени MBA в традиционной форме, все большим спросом пользуются программы обучения по сокращенной схеме, МВА для руководителей или обучение в режиме онлайн.

Вслед за успехом онлайн-программы MBA, запущенной бизнес-школой Kenan-Flagler в University of North Carolina в июле 2011 г., множество других университетов по всему миру, особенно в разных частях США, запустили подобные программы обучения с активным использованием технологии или в режиме онлайн.

Недавно Tepper School of Business при университете Carnegie Mellon вновь запустила свою программу FlexMBA, в рамках которой совмещено обучение на выходных и в режиме онлайн.

Кто эти люди

Поступление на лучшие программы MBA сопряжено с очень высоким уровнем конкуренции. Конкурс на поступление на одну из программ MBA, входящих в рейтинг топ-100, составляет более четырех человек на место. В 2012 г. средний балл по тесту GMAT среди принятых на обучение составил 680 в сравнении с общемировым средним показателем в 550 баллов среди всех сдававших экзамен.

Портрет среднего выпускника школы бизнеса из первой сотни года выглядит так: это 28-летний профессионал с зарплатой $65000 (с учетом покупательной способности). Три года спустя после окончания учебы усредненный выпускник занимает позицию руководителя высшего звена или выше с зарплатой $134000.

В течение трех месяцев после окончания учебы 89% выпускников нашли работу, в то время как остальные столкнулись с трудностями. Опрос FT 2012 г. среди выпускников программ MBA показал, что размер зарплаты по окончании обучения не оправдал надежды 27% выпускников, а 37% были разочарованы достигнутым в компании положением. Еще пять лет назад удовлетворенность выпускников по всем этим критериям была выше.

FT, 28.01.2013, Наталья Эйдельман

Эта публикация основана на статье "Серьезные школы экспериментируют" из газеты «Ведомости» от 28.01.2013, №11 (3273).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать