Как йогурт превратил турецкого эмигранта в американского миллиардера

Двадцать лет назад Хамди Улюкая приехал из Турции в Америку подучить английский. И стал миллиардером, изменившим отношение американцев к йогурту

«Я чувствую себя так, будто окончил четыре университета», – шутит Улюкая на хорошем английском, выступая в своем просторном офисе в районе Сохо в Нью-Йорке.

Улюкая – основатель и исполнительный директор компании Chobani, которая контролирует около 20% $6,5-миллиардного йогуртового рынка через шесть лет после запуска проекта. Это самая продаваемая марка йогурта в США. В прошлом году продажи его греческого йогурта с сывороткой превыcили $1 млрд.

В Chobani работает более 2000 сотрудников. У компании два крупнейших в мире завода по производству йогурта в Нью-Йорке и Айдахо, которые подстегнули развитие местных экономик. Компания также купила завод в Австралии в 2011 г. и сейчас занимает там третье место на рынке. Планируется расширение бизнеса в Великобритании в этом году. Состояние Улюкая – $1,1 млрд, он в списке самых богатых людей Forbes.

Его успех в бизнесе основан на возвращении к истокам и доверии к кишечнику, поддержанному пробиотиками.

Нынешнее дело не первое предприятие Улюкая. Он приехал в Нью-Йорк в 1994 г. изучать английский язык, но ему так понравилась жизнь в стране, что он устроился работать на ферме в штате Нью-Йорк. Однажды его навещал отец и, когда попробовал сыр, который подавался на завтрак, посоветовал сыну импортировать сыр, который его семья производила в Турции.

Совет оказался дельным. Импортируемый сыр стал популярен, поэтому Улюкая открыл небольшой сырный завод в штате Нью-Йорк в 2002 г., начал производить мягкий белый сыр и наслаждался скромным успехом. Но в 2005 г., разбирая почту, наткнулся на сообщение о продаже полностью оборудованного 90-летнего завода по производству йогурта в Нью-Йорке, который планировала закрыть компания Kraft. На следующий день бизнесмен посетил завод. «На обратном пути я позвонил своему адвокату», – вспоминает Улюкая. Услышав об идее покупки завода, адвокат сказал: «Ты спятил? Нет, ты не покупаешь завод».

Но Улюкая был непреклонен. Получив грант в $1 млн от Администрации малого бизнеса, он купил завод. И привез из Турции в США производителя йогурта Мустафу Догана. Восемнадцать месяцев они провели, пробуя различные американские и импортные версии йогурта и экспериментируя с новым рецептом.

«Существовал стереотип, что американцы не будут есть йогурт, если он не сладкий и не цветной, – рассказывает Улюкая. – Вместе с тем американцы признавали, что им очень нравился йогурт, который они пробовали, когда путешествовали по Европе или Ближнему Востоку».

Первой компанией, которая представила греческий йогурт на американский рынок, была Fage в 1998 г. Она до сих пор работает, и у нее есть завод неподалеку от Chobani в северной части штата Нью-Йорк. Но Chobani удалось опередить Fage на рынке. Благодаря не только своему продукту, но и личности владельца компании. Улюкая описывает свою компанию Chobani как готовую каждую минуту идти на риск.

В Chobani стали делать йогурты без консервантов и искусственных ароматизаторов и настаивали на том, что молоко для йогуртов должны давать коровы, которых не кормили гормонами, как это делали в США.

Много времени и средств было потрачено и на создание специальной упаковки, не похожей на ту, что использовали американские производители йогурта.

Но ключевым игроком стал потребитель. Улюкая настаивал, чтобы его йогурт был представлен в молочном разделе в супермаркетах: «Мы считали, что это простой, чистый продукт и он должен быть доступен для всех».

В итоге продажи пошли хорошо – 100 000 йогуртов в неделю. Но Улюкая решил увеличить продажи в четыре раза. Его сотрудники стали ездить на ярмарки, раздавая образцы. Рекламировать свою продукцию Улюкая начал только в 2011 г.

Даже сейчас, когда компания расширяется, Улюкая говорит, что его главной стратегией было не думать о долларах. Нужно думать об успехе и о том, что делаешь жизнь людей вкуснее.