По указу Обамы зарплату будут выплачивать с учетом пола работника

Канадскому Университету Макгилл понадобилось 13 лет и $19 млн, чтобы уравнять зарплаты сотрудников разного пола
Ian Waldie/ Bloomberg

Должны ли женщины-секретарши получать такую же зарплату, как мужчины-садовники? Вот один из вопросов, которые пришлось решить монреальскому Университету Макгилл, когда тот запустил долгосрочную программу по выравниванию зарплат сотрудников разного пола, как потребовало законодательство Квебека.

В скором времени с такой же проблемой могут столкнуться американские работодатели. В США неравенство зарплат мужчин и женщин остается одной из самых острых тем. Большинство американских компаний изо всех сил стараются не высказываться публично на эту тему.

От ряда американских компаний скоро потребуется разбивать в отчетности данные по зарплате по половой принадлежности. Программа Макгилла, на которую ушло 13 лет и 20 млн канадских долларов ($19 млн), дает им шанс понять, с чем же предстоит столкнуться в будущем.

Перенастроить систему

В феврале канадский университет заплатил задним числом зарплату 2100 нынешним и бывшим сотрудникам, которым, как было решено, недоплачивали. Для некоторых прибавка получилась весьма внушительной. Вплоть до 80 000 канадских долларов (около $75 000), рассказывает президент местного профсоюза Шон Кори.

Целью программы было удостовериться, что зарплата в профессиях, считающихся традиционно женскими, соответствует зарплате таких же по важности «мужских» должностей.

Чтобы перенастроить зарплатную систему, Макгилл потратил не один год на классификацию 150 профессий и присвоение каждой своего уровня важности в зависимости от требуемых навыков и образования. Всю эту работу тормозили бесчисленные математические нестыковки, судебные тяжбы и трудовые споры. Немало сложностей добавило то, что помощники по большей части были женщинами, а руководители - мужчинами.

Неравенство остается

Около 20% работников университета входит в профсоюз обслуживающих сотрудников. Изменения в их доходах наглядно демонстрируют, как выросла оплата труда. Офисным клеркам, которым в классификации университета присвоен 1-й уровень, по договоренности между профсоюзом и руководством подкорректировали оклад. В этом году они зарабатывают 17,75-24,47 канадского доллара в час. А другие профессии 1-го уровня, которым зарплату не корректировали, оплачиваются по 17,36-23,95 канадского доллара в час.

Медсестрам присвоен 14-й уровень, и их доходы резко взлетели. Медсестра может зарабатывать до 39,11 канадского доллара в час. А вот остальные работники профессий 14-го уровня - только 34,20 канадского доллара. Лаборантка Лина Насо стала получать на 15-20% больше, чем до выравнивания. «Я довольна таким исходом, - говорит она. - Я несколько наивно считала, что работодателю стоило бы проявлять инициативу и не ждать, пока им навяжут подобные меры».

Проректор Энтони Мэйси отмечает, что жесткие законы Квебека сильно затрудняют переманивание талантливых сотрудников. Но неравенство все равно никуда не делось, сходятся во мнении профсоюз и руководство вуза. Некоторые счастливчики-мужчины получили в рамках выравнивания повышение зарплаты, как и женщины. Но никто не пытался оценить: а не занижена ли и оплата ряда традиционно мужских профессий? Закон требует проверять, нет ли неравенства зарплат, каждые пять лет. Университет надеется, что эти процедуры будут обходиться ему дешевле - менее 1 млн канадских долларов (около $930 000) каждая.

Не доводить до претензий

В США инициатива о выравнивании зарплат застряла в конгрессе. Не то чтобы политики не хотели подзаработать дополнительных очков у женщин-избирателей. Да и женщины-руководители, вроде операционного директора Facebook Шерил Сэндберг, активно подталкивают к этому. Но в обществе нет консенсуса о масштабе и причинах неравенства. Нет единства даже в том, существует ли на самом деле половая дискриминация в оплате труда.

С одной стороны, данные министерства труда США гласят, что в 2012 г. средняя еженедельная зарплата женщин, работавших полный рабочий день, составляла 81% от мужской зарплаты. С другой - специализирующаяся на проблеме паритета оплаты труда компания Mercer заявляет, что в обслуживаемых ею компаниях разрыв в зарплате составляет от 2 до 4%. Для его устранения клиентам Mercer требуется увеличить фонд заработной платы где-то на 0,5%. Но многие компании не желают сообщать, проводят ли они исследования по выявлению неравенства зарплат, потому что боятся судебных исков, говорят эксперты.

По оценке американского правительства, в компаниях, выполняющих госзаказы, занято около 20% всех работников США. Эти фирмы скоро столкнутся с теми же проблемами, что и канадский университет. Президент Барак Обама в этом году подписал указ, требующий от федеральных подрядчиков разбивать в отчетности данные по зарплате по полу и расе сотрудников. Официальное руководство по поводу того, как именно это делать, должно выйти этим летом.

Сейчас подрядчики обязаны собирать данные по зарплате, полу и расе. Но чиновники не могут сказать, многие ли компании на самом деле это делают. Однако им придется. Время от времени правительство проверяет своих контрагентов на предмет дискриминации, в том числе и по зарплате, и может начать судебное преследование. Например, фармацевтическая компания AstraZeneca и поставщик форменной одежды G&K Services после одной из таких проверок согласились для урегулирования претензий выплатить по $250 000.