Индийский ресторанный интернет-сервис покоряет Европу

Просто надо вовремя скупить местных конкурентов
Zomato через два-три месяца должен начать новый раунд финансирования, чтобы добыть средства для экспансии/ А. Астахова/ Ведомости

Zomato активно привлекает средства на международную экспансию: в ходе недавнего раунда финансирования стартап оценили почти в $1 млрд. Гендиректор Zomato Дипиндер Гойал рассказывает, что Zomato потратит $10 млн, чтобы уже в октябре десятки тысяч ресторанов, работающих с сайтом, обзавелись терминалами оплаты и системой онлайн-бронирования. Стартап со штаб-квартирой в Нью-Дели – один из ярких представителей нового поколения интернет-предпринимателей Индии. В прошлом ноябре он привлек $60 млн инвестиций исходя из оценки всего бизнеса в $660 млн. В Zomato вкладывается венчурный фонд из Кремниевой долины Sequoia Capital и индийская группа Info Edge.

Zomato конкурирует в США и Великобритании с сайтом для поиска компаний на местном рынке услуг Yelp (сокращенно от Yellow Pages) и быстро растет в Австралии и Канаде. В прошлом году Zomato провел шесть поглощений, в том числе купил в январе американского конкурента Urbanspoon за $60 млн.

Гойал вместе с партнерами основал Zomato в 2008 г. К концу 2016 г. он хочет увеличить количество стран, в которых работает стартап, с 22 до 40: «Сейчас основное внимание уделяется покорению новых стран Европы и еще парочки в Юго-Восточной Азии». Приоритет у скандинавских стран, Испании, Бельгии и Голландии, а также Малайзии и Вьетнама.

Вокруг смартфонов

Главная аудитория онлайновых сервисов в Индии – это владельцы смартфонов. Но они очень чувствительны к ценам – около 30% людей, купивших смартфон, ни разу не выходили в интернет из опасения потратить слишком много денег, гласит исследование Convergence Catalyst. На конец 2014 г. смартфоны имелись у 130 млн индийцев.

Zomato через два-три месяца должен начать новый раунд финансирования, чтобы добыть средства для экспансии. Это может сделать стартап индийским «единорогом» (так называют проекты, капитализация которых превысила $1 млрд). Отдавая приоритет западным странам, Zomato не забывает развиваться на родном рынке. Все больше людей здесь обзаводятся смартфонами, подстегивая бум электронной торговли. Глобальные инвесторы вроде японского SoftBank и американского Tiger Global охотно вкладываются в индийские проекты.

В прошлом финансовом году выручка Zomato составила $16 млн. Главный источник доходов – продажа рекламы на сайте в виде не только баннеров, но и платных обзоров ресторанов, фотографий и сканированных меню. Но Гойал говорит, что в этом году планирует утроить выручку. И еще раз утроить в следующем благодаря новому сервису по заказу еды на дом, запущенному в прошлом месяце, и проекту по прямой связи клиентов и ресторанов – для этого по всему миру в следующем году в них нужно будет установить 10 000 терминалов.

Терминалы Zomato будут дешевыми, но не бесплатными, говорит Гойал. Они позволят принимать заказы и распечатывать чеки, а еще предоставят функции вроде расчета выплат персоналу и отслеживания запасов продуктов. Данные с терминалов будут стекаться на сервер Zomato, так что у стартапа будет полная информация о происходящем в ресторанах – от количества свободных столиков до того, какие блюда не могут сейчас подать, потому что продукты для них закончились. «Еще никто не пробовал сделать такое, – говорит Гойал. – Проект обойдется нам в $10 млн, но мы не жалеем денег, потому что думаем, что это огромный бизнес – связать рестораны с клиентами. У нас сейчас в списке более 1 млн ресторанов. Но в мире их точно наберется 4 млн, и мы не видим ни одной причины, почему бы всем им не подключиться к нашему сервису».

FT, 15.07.2015, Антон Осипов