Менеджмент
Бесплатный
Энн Кадет
Статья опубликована в № 4014 от 12.02.2016 под заголовком: Фабрика настройщиков

Стартап по настройке пианино нанимает энтузиастов

Это способ сохранить высокую заинтересованность настройщиков при невысоких расценках

Одно из преимуществ жизни в крупном городе – можно получить дешево множество услуг у студентов, которым нужна практика. Живя в Нью-Йорке, можно стричься всего за $9 у начинающих стилистов из Empire Beauty School или лечить зубы за $20 в зубной клинике при City Tech. А недавно появилась небольшая компания Floating Piano Factory, работники которой настроят пианино за $60 – как минимум вдвое дешевле обычных расценок.

Кто в наш технический век рискует пойти учиться на настройщика пианино? Эта профессия чуть более востребована, чем мастер по ремонту печатных машинок! То, что кто-то покупает не синтезатор, а настоящее пианино, теперь редкость.

Работник Floating Piano Factory Том Эриксон – молодой композитор и саксофонист. Он играет в бэнде Flying Dragon, по его словам, «такую музыку, как если бы классический или джазовый композитор писал по заказу Radiohead». Настраивает пианино он тоже не по классике, а используя приложение для подбора тональности и службу видеосвязи FaceTime, чтобы проконсультироваться с боссом, Итаном Дженни, который переехал жить в Перу. Выучившись на джазового композитора, Эриксон устроился на работу в музыкальную лавку на Манхэттене, где изготавливал авторские кофры для духовых инструментов. Когда магазинчик переехал в Калифорнию, лучшим источником дохода Эриксон посчитал настройку пианино. Так он мог бы работать руками и помогать музыкантам. Первой трудностью стало найти учителя. В справочнике ассоциации Piano Technicians Guild указано, что в Нью-Йорке у нее полсотни членов. «Но у настройщиков пианино не оказалось страниц в интернете, – вспоминает Эриксон. – В основном это представители старой школы, полагающиеся только на визитки. Было нелегко их разыскивать».

Но он обнаружил, что ни один из них не хочет брать ученика. Затем Эриксон нашел Floating Piano Factory – стартап Дженни. У того были докторская по исследованию птичьего пения и понимание, как построить бизнес на основе модели стажировки. Тариф установили в $60–180 в зависимости от опыта мастера. Эриксон вышел на работу в прошлом декабре и был всего на одном вызове с наставником, перед тем как отправиться на самостоятельное задание. «На одну настройку уходило по 5–6 часов, и все это время я трудился в поте лица, – вспоминает Эриксон. – Это тяжелый и нервный низкооплачиваемый труд. Но клиенты понимали, что я зеленый новичок, и были крайне терпеливы». Теперь, когда на его счету более 30 настроенных инструментов, скорость работы существенно увеличилась.

Уходящая натура

По данным Ассоциации музыкальных производителей NAMM, в 2014 г. во всех штатах США было продано около 33 000 акустических пианино. За 10 лет продажи упали на 60%. А в начале 1990-х гг. в год продавалось по 300 000 инструментов.

Дженни рассказывает, что стажеры приходят к нему не из-за денег. Это совершенно разные люди – от строителей до статистиков с дипломом Гарварда. Общее у них одно – «они фанаты пианино», говорит он.

Многие клиенты тоже не гонятся за выгодой, а получают удовольствие от мысли, что помогают людям учиться. Композитор из Бруклина Альберт Бехар недавно нанимал Эриксона для настройки Yamaha U1, на котором играет с детства, перед очередной сессией звукозаписи. «У Floating Piano Factory мощная энергетика, – считает он. – Мне по нраву, что это детище музыкантов. Это даже как-то авангардно!»

Штефан Арнольд, менеджер по производству и технический директор арт-центра BRIC House в Бруклине, пользуется услугами Floating Piano Factory для настройки инструмента перед представлениями. Хорошие профессиональные настройщики берут $250, сравнивает он: «Я всегда думаю о бюджете и стараюсь нанять лучших за разумные деньги. Мы всегда вызываем самых опытных стажеров».

Конечно, далеко не каждый доверит свои инструменты начинающим. Так, Карнеги-холл пользуется услугами фирмы Steinway & Sons. С ней же заключил договор и Линкольн-центр. Директор Steinway & Sons по качеству обслуживания клиентов Роберт Бергер рассказывает, что восемь настройщиков концертных инструментов потратили годы на обучение, прежде чем были допущены к работе в серьезных учреждениях. В фирме есть работники более чем с 30-летним стажем. Фирма разработала собственную методику настройки, чтобы обеспечить правильное звучание самых низких и высоких нот. Также есть определенные приемы по настройке оборудования, которое подвергнется тряске. «Когда некоторые музыканты играют, инструмент у них буквально подпрыгивает на полу», – жалуется Бергер.

Каковы долгосрочные перспективы у работы нью-йоркских настройщиков? Сюрприз – продажи акустических пианино снова поползли вверх! Эриксон уверяет, что эта профессия нравится ему больше многих других: «Никогда, конечно, не стоит зарекаться. Но в обозримом будущем никакому компьютеру не под силу будет повторить то, что делают настройщики пианино».

Перевел Антон Осипов

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать