Менеджмент
Бесплатный
Полина Юдина
Статья опубликована в № 4455 от 22.11.2017 под заголовком: Как заморозить тележки

Поставщики мороженого хотят судиться с правительством Москвы

Предмет конфликта – торговые тележки

Компания «Русское молоко» выпускает молочную продукцию под брендами «Свитлогорье» и «Дмитровский молочный завод». В прошлом году она начала производить мороженое под маркой «Свитлогорье». Ее менеджеры узнали, что в ноябре 2016 г. правительство Москвы проводит аукцион на право аренды тележек для круглогодичной торговли у Большого театра, на Арбате, Никольской улице и в других местах с высокой посещаемостью. Поставщики получали от города унифицированную белую тележку с тентом в стиле 1950-х гг. «Русское молоко» приняло участие в торгах и выиграло два лота: на торговлю у Большого театра с арендной платой 411 000 руб. в месяц и в Филях с платой 9000 руб. в месяц. Но надежды компании раскрутить новую марку с помощью тележек не оправдались.

Расходы и доходы

Городская программа уличной торговли с тележек началась в мае 2016 г., на торги было выставлено 138 мест расположения тележек, начальная стоимость лотов варьировалась от 2500 руб. в месяц до 12 500 руб. Поставщики восприняли новый формат с большим энтузиазмом, взвинтив ставки в 40–50 раз. Рекордом стала ставка индивидуального предпринимателя Армена Бениаминова – 560 000 руб. в месяц за тележку в Александровском саду.

Для «Русского молока» торговля была нерентабельной. Поток покупателей у Большого театра оказался ниже ожидаемого, потому что люди ходят туда преимущественно на спектакли, вспоминает представитель «Русского молока» Елена Богачева. А некоторые компании изначально и не надеялись окупить аренду тележки в центре. «Торговля на Никольской для нас дело имиджа, никакого особенного дохода нет, равно как и на точках на Арбате и у Большого театра», – говорит гендиректор сети «Коровка из Кореновки» Михаил Вахтенко. Однако ИП Бениаминову удалось с одной тележки на Никольской улице за месяц продать мороженого «Чистая линия» более чем на 600 000 руб. Он рассказал, что продавал мороженое по 100 руб. за порцию.

Сергей Куранов, гендиректор компании «Интерайс», не участвовал в аукционе. По его оценкам, арендная плата должна быть не выше 100 000 руб. в месяц. Уличная торговля мороженым в Москве дает выручку максимум в 450 000 руб. в месяц, из которых половина – себестоимость товара, 75 000 – зарплата продавцов, 50 000 – налоги, затраты на электричество и охлаждение. Жарким летом в самом выгодном месте в центре Москвы можно получить прибыль в 120 000–130 000 руб. в месяц, говорит Куранов. И потом всю зиму проедать эту прибыль, оплачивая аренду. Даже в самом лучшем месте в Москве поставщик не получит никакой прибыли, если аренда киоска превышает 180 000 руб. в месяц, рассказывает Дмитрий Докин, бывший владелец компании «Инмарко», а ныне председатель совета директоров казахстанского производителя мороженого «Шин лайн».

Поставщикам нужно тщательно просчитывать экономику, нельзя предлагать цену аренды в сотни тысяч рублей в месяц, надеясь, что инвестиции окупятся потом, говорит Куранов.

Представитель департамента торговли и услуг Москвы подчеркивает, что 85% лотов – места, где прежде находились киоски, и предприниматели могли заранее изучить рынок и принять взвешенное решение об участии в конкретном аукционе.

Штрафная стоянка

Договор с городом включал ряд условий, например штрафы в 12 месячных арендных платежей за нарушение правил торговли. А если поставщик желал расторгнуть договор, город удерживал залог за тележку, внесенный за шесть месяцев вперед. Договор также предполагал круглогодичную торговлю: поставщики с мая по сентябрь продают мороженое, а с 1 октября переключаются на продажу горячих напитков и выпечки с тех же тележек. И если предприниматель прекращал торговлю больше чем на две недели, договор с ним город расторгал в одностороннем порядке.

Но тележки были летними, для зимы не годились – мэрия, как рассказал Михаил Вахтенко, посоветовала предпринимателям использовать для подогрева пирожков и чая военные порошки, используемые для разогрева тушенки зимой. Мороженщикам приходилось закупать пирожки у посредников, рассказала Богачева, и большую часть пирожков выбрасывать в конце дня.

Москва – мороженщикам

89 договоров на право торговли мороженым с тележек в Центральном административном округе было заключено правительством Москвы в 2016 г.
150 тележек были разыграны на торгах в 2016–2017 гг.

К октябрю 2017 г. двенадцатикратные штрафы в Центральном округе получили восемь поставщиков мороженого, знает Вахтенко. «Русское молоко» получило штраф на 5 млн руб. за то, что продавщица выставила на верх тележки бутылочки с водой. «Нас оштрафовали на 4,5 млн руб. за то, что мы разместили ценники на стеклянной крышке тележки, а также не убрали сразу коробку из-под мороженого при разгрузке», – рассказывает Вахтенко.

Всего за три тележки – на Никольской улице, Петровке и на Арбате «Коровка из Кореновки» получила штрафы на 12,1 млн руб. Предпринимателя Гарника Овсепяна, торговавшего мороженым марки «Коровка из Кореновки» перед храмом Христа Спасителя, оштрафовали на 500 000 руб., так как он отодвинул тележку с положенного места, когда строители укладывали плитку по программе благоустройства «Моя улица».

Представитель департамента торговли факты штрафов подтвердил. Предприниматели рассказали «Ведомостям», что расторгли договоры с городом и собираются опротестовывать штрафы и невозврат залога в суде.

Замерзшая продавщица

Продавцы мороженого допустили две ошибки, считает Докин: сначала сами взвинтили цены, а потом письменно согласились с предложением чиновников о круглогодичной торговле. По мнению Докина, торговля с летних тележек зимой невозможна – замерзшие продавщицы не могут конкурировать с киосками шаурмы и хот-догов.

У Бениаминова ранее было два киоска торговли мороженым «Чистая линия», а в этом году он выиграл аукционы на торговлю с 12 тележек. Он считает проведение аукционов очень позитивным моментом – ранее на рынке уличных продаж мороженого работали только монополисты, теперь же любой предприниматель может получить место даже у памятника Жукову перед Историческим музеем. На этой точке Бениаминов работает с весны и с октября, как и предусмотрено договором, перешел на торговлю горячими напитками и выпечкой, несмотря на то что тележка не подключена к электросети. Кофе в жестяных банках и чай в бутылочках Бениаминов продает по 100 руб., по его словам, затраты на аренду на этой точке окупаются значительной выручкой в сезон. В мороз минус 20 градусов торговать будет очень трудно, но Бениаминов надеется, что департамент торговли и услуг разрешит прекратить торговлю зимой.

В конце сентября предприниматели-мороженщики направили в департамент коллективное письмо о том, что отказываются от зимней продажи и просят расторгнуть договор, заключенный на пять лет, по соглашению сторон, рассказывает Овсепян. Треть участников программы уже расторгли договоры с Москвой в одностороннем порядке, по данным департамента торговли, а их тележки выставлены на новые аукционы.

Представитель департамента сообщил, что письмо рассматривается, добавив, что договоры по новым конкурсам скорректированы. Бениаминов недавно выиграл точку на Якиманке. Он рассказывает, что новый договор уже предусматривает приостановку торговли зимой (и арендных платежей). Однако по договорам, заключенным в начале 2017 г., предприниматель обязан торговать круглогодично без перерывов.

Что оспорить в суде

На прошлой неделе состоялось заседание в департаменте торговли и услуг Москвы с участием предпринимателей. Однако, как рассказала Богачева из «Русского молока», правительство не пошло на уступки и не отменило штрафы. Штраф можно оспорить в суде, напоминает представитель департамента торговли и услуг Москвы. Префектуры, заключавшие договоры, готовы обсуждать размер штрафов. К тому же до сих пор никто из бизнесменов штрафы не заплатил, отмечает он.

Ни «Русское молоко», ни «Коровка из Кореновки», ни Овсепян платить штрафы и не собираются, а будут оспаривать их в суде, равно как и невозврат залогов. Но шансы на победу спорные.

Представитель префектуры ЦАО Елена Седина отмечает, что предприниматели имели возможность еще за месяц до конкурсов ознакомиться с документацией и оценить потенциальные риски.

Позиция у предпринимателей слабая, говорит Дмитрий Лобачев, адвокат «Хренов и партнеры»: в аукционе они участвовали добровольно, сами предложили такую стоимость аренды, не изучили детально технические характеристики тележек, описанные в конкурсной документации, где ничего не сказано о подогреве. Им придется сначала доказать, что торговля с летних тележек горячими пирожками и напитками невозможна, говорит юрист. Размеры штрафов указаны в договоре и правительство Москвы действовало совершенно правомочно, указывают юристы.

А вот оспорить невозврат залога вполне реально – если суд сочтет, что такая компенсация явно несоразмерна потерям другой стороны, говорит партнер «Пепеляев групп» Юрий Воробьев. И если муниципалитет заключит новый договор на аренду того же торгового места вскоре после расторжения договора, позиция прежнего арендатора усилится, считает Воробьев.

Судьба программы

Уже в следующем году программа развалится, потому что предприниматели не переживут зимний период с малой выручкой, уверен Докин. Однако департамент торговли и услуг сообщил, что итоги эксперимента с тележками в ЦАО признаны положительными и программа уже распространена на весь город. Правительство сделало немалые инвестиции в оборудование тележек и надеется окупить вложения за 2–3 года. Сейчас на городском портале investmoscow.ru выставлено 50 тележек, которые город предлагает в аренду. Москва найдет других предпринимателей, готовых поучаствовать в проекте, говорит представитель департамента.