Статья опубликована в № 4674 от 15.10.2018 под заголовком: Гендерная слепота

Почему работающим женщинам выгодно не подчеркивать женственность

И что дает им стратегия «гендерной слепоты»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Эшли Мартин, преподаватель Стэнфордского университета, и Кэт­рин Филлипс, профессор Колумбийского университета, спрашивали людей, согласны ли они с различными заявлениями о важности гендерных различий. Выяснилось, что женщины, подчеркивающие сходство мужчин и женщин («гендерно слепые»), были в большей степени уверены в себе и своих силах, чем те, кто настаивал на разнице полов («гендерно осведомленные»). Вывод исследователей: женщинам выгодно игнорировать гендерные различия.

Эшли Мартин: В ходе этого и четырех других исследований мы видели одно и то же: женщины, закрывавшие глаза на различия полов, вели себя увереннее. Они думали, что смогут справиться с трудностями на работе; спокойно возражали другим; говорили, что будут брать на себя ответственность, проявлять инициативу, вести переговоры. Этот эффект ярче всего проявлялся в компаниях с преобладанием мужчин.

HBR: Что значит «закрывать глаза на различия полов»?

– Гендерная слепота и гендерная осведомленность – две стратегии достижения равенства. Осведомленность – это набор убеждений или действий, которые способствуют признанию и поддержке гендерных различий. Кажется, что гендерная слепота – нечто противоположное, но на самом деле речь не о том, чтобы игнорировать расхождения. Гендерным особенностям просто уделяют меньше внимания, считают их менее важными, чем другие факторы. Фокус п­­еремещается на сходства и на индивидуальные черты: что делает человека уникальной личностью, а не женщиной. Обе стратегии направлены на поддержку женщин, но пока не ясно, какая из них лучше.

– Видимо, гендерная слепота.

69% сотрудников

Столько сотрудников российских компаний полагают, что их работодатель дает равные карьерные возможности всем работникам независимо от пола, показало проведенное в 2017 г. исследование Hays. Однако, когда авторы исследования задали тот же вопрос отдельно женщинам и мужчинам, выяснилось, что так считает 79% мужчин и только 65% женщин

– Иногда. Слепота снимает «мужской» ярлык с некоторых черт характера и особенностей, таких как самоуверенность, конкурентоспособность и готовность рисковать, которые необходимы для карьерного роста. Как результат – женщины находят эти качества в себе и чувствуют себя увереннее.

– Жаль, что женщинам приходится забывать о своей половой принадлежности, чтобы добиться карьерных успехов. Разве это не пережиток прошлого?

– Гендерная слепота непривычна, ведь нас учат признавать многообразие. Но проб­лема не в поддержке разнообразия, а в том, какие различия мы подчеркиваем.

– Какие различия вызывают проблемы?

– Я говорю о фундаментальных расхождениях: в личностных характеристиках, интересах, навыках – именно они связаны с гендерными стереотипами (что лучше удается женщинам, а что мужчинам, что кому нравится). Женщины, которых в ходе первого исследования просили перечислить гендерные особенности, называли способность к действию, самоуверенность, независимость, конкурентоспособность, решительность. Люди по-прежнему склонны приписывать эти качества мужчинам. Женщинам кажется: если акцентировать эти различия, их лидерские качества подвергнут сомнению.

– То есть речь о том, чтобы игнорировать расхождения именно в способностях?

– Совершенно верно. Нельзя игнорировать реально существующие проблемы вроде тотального неравенства, с которым сталкиваются женщины. Было доказано, что принципы меритократии (согласно им на работе со всеми обращаются одинаково и у всех равные возможности) наносят ущерб женщинам и представителям меньшинств. Закрывая глаза на эти различия, вы игнорируете системные проблемы в своей организации, из-за которых женщины чувствуют себя менее уверенно. Вы словно говорите: «Раз дело не в системе, значит – в самих женщинах». Это опасно. Гендерную слепоту необходимо «включать» очень осторожно. Нужно искоренять представление о том, что у женщин и мужчин разные способности.

– Но кажется ли вам, что, отрицая гендерные различия, мы перестаем быть... естественными?

– Нет. Гендерная слепота не означает, что женщины должны действовать «по-мужски»; она стирает саму идею о том, что определенные качества присущи представителям только одного пола. Думаю, гендерная осведомленность точно так же может быть связана с неестественностью, особенно если женщины ведут себя не типично «по-женски». Подчеркивая различия, а затем призывая женщин – и мужчин – быть на работе самими собой, мы словно утверждаем: естественность определяется исключительно полом. Гендерная слепота позволяет людям действительно быть самими собой, а не ломать голову над тем, как должны вести себя настоящие мужчины и женщины.

24% работодателей

Столько работодателей уверены, что количество высококвалифицированных женщин, работающих в их отрасли, не растет, потому что женщин не привлекает работа в этой сфере, выявило проведенное в 2017 г. исследование PwC. Однако с работодателями согласилось только 14% опрошенных женщин

– То есть гендерная слепота придает женщинам уверенность в себе?

– Да, мы это доказали. Мы давали участникам исследования статью о новых способах добиться равенства на рабочем месте. Половине досталась заметка о том, что гендерных различий не ­существует и, чтобы достичь гармонии в коллективе, стоит обращать внимание на сходства. В статье, доставшейся второй половине, говорилось: надо подчеркивать различия и опираться на типично «женские» навыки, чтобы достичь гармонии. Женщины из первой группы после прочтения вели себя увереннее. Они чаще заявляли: «Я могу решить проблемы» и «Я чувствую себя комфортно, не соглашаясь с коллегами или бросая им вызов». Мы сравнивали их состояние с исходным (до чтения заметки) и с ощущениями представителей второй группы.

– А мужчин вы изучали?

– Одно из исследований показало, что гендерная слепота не влияет на их уверенность в себе. А другое, наоборот, что она лишает мужчин веры в свои силы. Это согласуется с нашими выводами. Когда мы говорим о различиях, то обычно выделяем типично мужские характеристики, которые, как считается, помогают в работе. Преуменьшая их важность, мы лишаем мужчин уверенности в себе.

– Вы убеждены, что это женщинам нужно быть более уверенными в себе, а не мужчинам – менее самонадеянными?

– И женщины, и мужчины уверены в своих навыках – но мужчины даже чересчур. Возможно, женщины оценивают себя точнее, но разрыв в восприятии – это все равно проблема.

– Как вы поняли, что уверенность в своих силах влияет на поведение?

– Мы оценили ответы людей на вопросы о некоторых ситуациях. Например, если женщине выпал определенный набор карт при игре в блэкджек, возьмет ли она еще одну карту? Будет ли она выбивать себе более высокий оклад на переговорах о зарплате? Мы заметили: когда женщины приписывают себе типично «мужские» черты (это чаще происходит в гендерно слепой компании), они чувствуют себя увереннее и действуют решительнее.

– Гендерная слепота – нечто вроде расовой?

– Нет, хотя мы обращались к исследованиям расовых различий – многие термины и тесты мы позаимствовали оттуда. Но расовые проблемы отличаются от гендерных. Когда мы просим людей не обращать внимания на цвет кожи, они обычно игнорируют системные и структурные особенности обращения с представителями других рас. Поэтому про цвет кожи выгоднее помнить. Но в случае с гендерной слепотой большинство различий – не системные; это лишь стереотипы. Так что в теории расовая слепота сродни гендерной, но на практике – нет.

– Как руководителям придерживаться «гендерно слепого» подхода?

– Нужно забыть о стереотипах при распределении задач и обязанностей, при взаимодействии с подчиненными и продвижении их по службе. Например, женщин часто просят поддерживать порядок в офисе или взять на себя эмоциональную работу: считается, что они лучше справляются с такими заданиями. Обычно люди пытаются определить интересы и желания мужчин и женщин. Гендерная слепота сводит этот эффект к минимуму: к человеку относятся как к уникальной личности.

– Как мне забыть о своей половой принадлежности на работе?

– Я бы не советовала отказываться от своей гендерной идентичности. Просто помните: пол не должен вас ограничивать. Неверно считать, что мужчины и женщины предназначены для разных дел. Умения не зависят от пола. Важно напоминать себе, что у вас такие же возможности и права, как у других.

Оригинал статьи https://hbr-russia.ru/innovatsii/issledovaniya/781364

Читать ещё
Preloader more