Почему разобщенность может стать причиной гибели компании, и как стать выдающимся лидером

Рецензии на две книги по бизнесу

«Проклятие эффективности, или Синдром "шахты". Как преодолеть разобщенность в жизни и бизнесе»

Джиллиан Тетт

Олимп-бизнес, 2017

То и дело мы слышим, как надежные банки теряют миллиарды долларов, спецслужбы не справляются со своими функциями, а правительства совершают непродуманные шаги. В чем причина? Почему самые солидные учреждения принимают нелепые решения, а признанные специалисты допускают чудовищные ошибки? В поисках ответа шеф-редактор Financial Times Джиллиан Тетт приглашает читателя поразмышлять над историями из жизни корпораций, финансовых учреждений и муниципальных структур, таких как Sony, Facebook, швейцарский банк UBS и чикагская полиция.

Тетт предлагает взглянуть на проблемы современных организаций с неожиданной стороны – не с точки зрения их менеджмента, корпоративного управления или финансов, а через призму социальной антропологии. Опыт финансового журналиста и ученая степень по антропологии помогли автору разглядеть за неудачными решениями руководителей феномен «синдрома шахты» (иначе говоря, «бункерное», или изоляционистское, мышление). В тех или иных формах синдром проявляется в самых разных организациях. Это происходит, когда люди замыкаются в границах узкой специальности или своего подразделения, плохо представляя, а часто и не интересуясь, что происходит в смежных областях или в соседнем отделе. Конечно, специализация неизбежна – она позволяет выполнять работу с максимальной продуктивностью. Но ее побочным эффектом может стать умственная слепота, из-за которой целые организации «в упор не видят очевидных рисков и возможностей».

Возможно, мысль о том, что главной причиной ошибок стоимостью в миллиарды долларов является некий социально-культурный феномен, многим читателям покажется экстравагантной, однако автор книги приводит все новые и новые доказательства своей гипотезы. Не ограничиваясь способами диагностики синдрома, Тетт описывает методы его профилактики и лечения, опробованные рядом успешных компаний. Это исследование будет полезно тем, кто хотел бы преодолеть в своей организации разобщенность, которая может стать причиной фатальных ошибок, чреватых гибелью компании.

«Выдающийся лидер. Как закрепить успех, развивая свои сильные стороны»

Джон Зенгер, Джозеф Фолкман, Роберт Шервин-младший и Барбара Стил

Манн, Иванов и Фербер, 2017

До недавнего времени большинство программ развития лидерских способностей были направлены на устранение личностных недостатков. Такой подход не помогает стать хорошим лидером, а лишь создает для этого основу. Проблема большинства компаний состоит в том, что их руководители все делают на приемлемом уровне, но не больше. Заурядные руководители создают заурядные команды, посредственные лидеры возглавляют посредственные организации.

Авторы книги, руководящие консалтинговой фирмой и написавшие не одну работу о лидерстве, рассказывают о преимуществах подготовки, основанной на развитии сильных сторон. Лидерские навыки они делят на пять категорий: ориентация на результат, готовность к переменам, характер, межличностные отношения и, наконец, профессиональные навыки, в том числе умение выявлять и решать проблемы, мыслить нестандартно. Проведенные авторами исследования показывают, что руководителю достаточно иметь три-пять сильных лидерских качеств, чтобы существенно влиять на успех компании.

В книге обсуждается множество методов совершенствования сильных сторон. К примеру, авторы рекомендуют заимствовать у спортсменов идею кросс-тренинга. Тренируясь, атлеты занимаются не только «своим» видом спорта: бегуны плавают, а футболисты выполняют упражнения для танцоров. Обучение руководителей в режиме кросс-тренинга помогает им развить лидерские компетенции. Наметив приоритетные навыки, над которыми нужно работать, их усиливают за счет развития вспомогательных компетенций: для умения решать задачи, например, базовыми будут навыки обработки и систематизации информации. Советы авторов по достоинству оценят все, кто стремится к лидерской роли, а также специалисты по обучению будущих руководителей.