Рекламный холдинг Dentsu Inc. и его партнеры покажут в России лицензионное аниме

На прокате японских мультфильмов они рассчитывают зарабатывать до 2 млрд рублей в год
Кадр из мультсериала «Ди.Грей-мен» / TV Tokyo

Японский рекламно-коммуникационный холдинг Dentsu Inc. и его российские партнеры запускают проект по прокату лицензионного аниме в России, рассказал «Ведомостям» директор по развитию международного контента ООО «Денцу энтертейнмент Евразия партнерс» (DEEP) Роман Линин. По данным «СПАРК-Интерфакса», учредителями этой компании стали ООО «Денцу груп инк.» (Токио, 51%) и ООО «ОКС груп» (49%). Бенефициарами последнего являются предприниматели Олег Поляков и Кирилл Матвеев, возглавляющие группу Dentsu Russia & CIS. По оценке AdIndex, в 2019 г. Dentsu Russia занимала 2-е место в рейтинге российских агентств по объему медиазакупок с оборотом 43,2 млрд руб.

Инвестиции учредителей в новый проект составят до $5 млн в ближайшие три года и будут использованы для закупки прав, локализации и маркетинга контента, сообщил Линин. Новая компания уже приобрела права на пакет из шести тайтлов аниме (240 серий), провела их локализацию и продала онлайн-кинотеатрам ivi, Окко и More.tv, рассказал Линин. Суммы сделок не раскрываются. В пакет вошли мультсериалы «Хикару и Го» (спорт, комедия, драма, мистика), «Ди.Грей-мен» (приключения, комедия, фэнтези), Blade and Soul (приключения, фэнтези), «Подземелье Токио» (приключения, мистика, романтика, комедия), «Работяга» (офисные приключения) и «Фуука» (романтический, музыкальный). Линин говорит, что партнерство с Dentsu позволило компании получить доступ к большой библиотеке аниме и правам на новые релизы. По его словам, в планах DEEP на 2021 г. закупка и локализация до 25–30 новых тайтлов.

Индустрия аниме в Японии – это, по словам Линина, «маленький Голливуд». По оценке Association of Japanese Animations, в 2019 г. мировой рынок аниме составил около $21 млрд, из которых 55% приходится на Японию. Общая библиотека аниме-студий сегодня насчитывает примерно 9000 тайтлов, ежегодно выходит около 200 сериалов в среднем по 10–12 серий, а также около 20 полнометражных мультфильмов, при этом жанровое разнообразие аниме огромно, рассказывает Линин.

В России рынок аниме только формируется. По оценке DEEP, фан-база аниме сегодня составляет до 10 млн русскоязычных пользователей в России и СНГ, в компании рассчитывают, что их число будет расти за счет притока новой аудитории. В DEEP прогнозируют, что в 2023–2024 гг. объем рынка аниме в России может составить 3–4 млрд руб. и компания рассчитывает занять на нем 50%.

По оценке «Союзмультфильма», российский анимационный рынок в 2019 г. вырос на 18,7% и составил 12,9 млрд руб. При этом 48% пришлось на долю российских мультфильмов (+2 п. п. по сравнению с 2018 г.). В России есть спрос на аниме в подростковом сегменте аудитории, но его трудно оценить в деньгах, так как рынок «сильно затенен из-за отсутствия легальных дистрибуторов», отмечает председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева. Ссылаясь на «осторожные экспертные прогнозы», она говорит, что к 2023 г. объем российского анимационного рынка «будет стремиться к 14 млрд руб.». Сделанная DEEP оценка сегмента аниме в 3–4 млрд руб. в 2023–2024 гг. соответствует рыночной доле аниме-сегмента на уровне 30%. Такая оценка соответствует структуре мировой мультипликационной индустрии, треть которой приходится на японскую анимацию, указывает Слащева.

Годовой оборот российского аниме-сегмента на уровне $50 млн реален и достижим – но если учитывать прокат не только в интернете, но и в кинотеатрах, а также мерчандайзинг, полагает гендиректор киностудии «Ленфильм» Федор Щербаков. Сам по себе жанр аниме в России очень популярен, в том числе благодаря эфирам аниме-хитов «Покемон», «Атака титанов», «Наруто» и др. на российском телевидении, отмечает директор по лицензированию онлайн-кинотеатра ivi Эльвира Дмитриевская. Однако найти платящих пользователей для аниме в России – непростая и амбициозная задача, указывает она. В России большую часть аниме смотрят на нелегальных ресурсах и в социальных сетях, что усложняет монетизацию такого контента, поясняет Дмитриевская. На ivi аниме пользуется большой популярностью, но японским мультфильмам приходится конкурировать за аудиторию с традиционными жанрами локальных и зарубежных хитов (кино, сериалы, традиционная анимация). При этом в мире это крайне перспективный сегмент, который быстро растет за счет продаж прав стриминговым гигантам (Netflix, Amazon) и низкого уровня пиратства. Голливудские студии-мейджоры часто адаптируют или используют идеи аниме в своих блокбастерах («Призрак в доспехах», «Алита: Боевой ангел», «Тихоокеанский рубеж»), отмечает Дмитриевская.

Говорить о том, что в перспективе 2–3 лет рынок аниме в России выйдет на объем в 3–4 млрд руб., – «очень смелый прогноз», возражает Марк Завадский, управляющий директор группы компаний «Рики» («Фиксики», «Смешарики», «Малышарики»). «При самом оптимистичном варианте развития сегмента каких-либо результатов можно ожидать лет через пять-шесть», – считает он. При этом продажа лицензионных прав на создание сопутствующей продукции вряд ли обеспечит быструю финансовую отдачу: в сфере мерчандайзинга успех приходит, когда бренд доказал популярность на конкретной территории, накопил объем просмотров и демонстрирует высокие позиции в рейтинге, объясняет он.