«Обоюдное согласие»: демарш несогласной

На видеосервисе Kion вышел новый сериал Валерии Гай Германики о сексуальном насилии

Ранним утром Анна (Светлана Иванова, известна по сериалам «Тест на беременность» и «Триггер») – молодая учительница русского языка и литературы – выходит на палубу яхты, прыгает в воду и вплавь добирается до берега. Босая, в мокром платье, она ловит попутку, доезжает до отделения полиции и сообщает, что подверглась групповому изнасилованию.

Насильников трое, это ее хорошие знакомые и, так уж получилось, влиятельные люди города. Привлечь их к ответственности очень нелегко, и в полиции от Анны наверняка просто отмахнулись бы, если бы не холодная решимость девушки настоять на своем. И еще если бы дело не попало в руки следователю Нестеренко, который поставил себе цель во что бы то ни стало добиться правосудия.

В роли Нестеренко на экране неожиданно появляется звезда телеигры «Что? Где? Когда?» Андрей Козлов. Дебютировав в качестве актера, Козлов, возможно, исполнил свою давнюю мечту: когда-то он даже учился в Щукинском институте, но родители настояли, чтобы он бросил заниматься ерундой и закончил химфак. И, надо сказать, первый актерский опыт оказался удачным: образ майора Нестеренко – один из самых сложных и ярких в сериале.

«Обоюдное согласие» – своеобразный детектив наоборот. И преступление, и преступники вроде бы известны с самого начала, а основная сюжетная линия организована вокруг расследования, призванного реконструировать полную картину событий и наказать виновных. Опытному Нестеренко приходится хитрить, манипулировать начальством и эмоциями подозреваемых, чтобы вопреки всему хоть правдами, хоть неправдами довести начатое дело до конца.

Кадр из сериала / МТС Медиа / Медиаслово

Сюжет детективного расследования тут не единственный. Обращаясь к теме сексуального насилия, сериал разворачивает перед зрителем панораму типических и печально знаменитых реакций, которые изнасилование традиционно вызывает в обществе. Насильники искренне убеждены, что ничего страшного не произошло – просто пьяный секс, который, разумеется, никак не повлияет на дружеские отношения с Анной, – и неприятно удивлены, что девушка, оказывается, почему-то считает иначе.

Кадр из сериала / МТС Медиа / Медиаслово

В полиции Анну отговаривают писать заявление: брось ты, мол, это дело, сама же поехала на эту яхту и алкоголь пила, да еще и платье вон какое короткое надела. Поезжай домой, прими душ, выспись и живи дальше. Такого же мнения придерживается и мать девушки (Александра Равенских, известна по сериалу «Скорая помощь» и фильму «Лед 2»), боящаяся дурной молвы и пересудов. Близкая подруга Анны и жена одного из насильников Катя (Анна Снаткина, известна по сериалу «Десантура») тоже не поддерживает героиню: ее муж (Тарас Кузьмин, известен по сериалам «Женский доктор – 3» и «Эра медведей»), конечно, скотина, но заявление в полицию ставит под угрозу их семейное благополучие, а семья превыше всего.

Кадр из сериала / МТС Медиа / Медиаслово

Вдобавок авторы помещают действие в маленький городок, где все всех знают, и делают героиню школьной учительницей, пытающейся стоически вести занятия под ехидные смешки слишком осведомленных старшеклассников. Изображая тотальный общественный прессинг, которому подвергается Анна, «Обоюдное согласие» рисует картину трагического одиночества, в каком оказывается жертва насилия – одна наедине со своей бедой.

Кадр из сериала / МТС Медиа / Медиаслово

В прошлом году в России зарегистрировано почти 3500 изнасилований и покушений на изнасилования (а сколько еще незарегистрированных?). Но примечателен сериал не только актуальной проблематикой. Зрительский интерес в нем удерживается хорошо продуманным повествованием и грамотно выстроенной системой сюжетных интриг. У каждого персонажа здесь есть своя история и свои секреты, которые постепенно раскрываются перед зрителем во флешбэках, случайно оброненных репликах и неожиданных признаниях.

Режиссер Валерия Гай Германика когда-то ошеломила зрителей «Первого канала» «реалистично» трясущейся ручной камерой и шок-контентом из жизни старшеклассников в знаменитом сериале «Школа». Теперь она перестала играть в реализм и занялась тем, чем настоящий реализм обычно и должен заниматься, – критическим освещением социальных проблем.

Кадр из сериала / МТС Медиа / Медиаслово

В «Обоюдном согласии» ее режиссерское видение не свободно от традиционных для российских фильмов и сериалов клише («Левиафан», «Шторм», «Чиновница»): все эти провинциальные городки, разговаривающие через губу развязные бизнесмены, неизменно коррумпированные чиновники и их гламурные жены с суицидальными наклонностями выглядят в точности так, как и в бесчисленном множестве других густо-попсовых сериалов «про нашу жизнь».

Впрочем, быть может, некоторая шаблонность образов в «Обоюдном согласии» возникает в качестве необходимого компромисса. Если хочешь поговорить с аудиторией о чем-то действительно важном, возможно, лучше сделать это на привычном и гарантированно понятном всем языке. И даже через пресловутую губу, если надо.

Тема сериала жесткая, подача реалистичная, поэтому впечатлительным и слабонервным людям сериал лучше не смотреть.