«Просвещение» может выйти на EdTech-рынок

Издательская группа ведет переговоры о покупке долей в крупнейших российских онлайн-школах
Основным рынком для «Просвещения» является учебно-методическая литература, поэтому для решения задачи цифровизации бизнеса вполне очевидным шагом станет покупка специализирующейся на детском дополнительном образовании компании или доли в ней/ Максим Стулов / Ведомости

Группа компаний «Просвещение» (в состав входит одноименное издательство, а также корпорация «Российский учебник», которая управляет издательствами «Дрофа», «Вентана-Граф» и т. д.) планирует M&A-сделки на EdTech-рынке, рассказали «Ведомостям» топ-менеджер крупной онлайн-школы и венчурный инвестор. Оба собеседника «Ведомостей» слышали о переговорах издательской группы по покупке доли в онлайн-школе «Алгоритмика». Кроме того, сделка M&A обсуждалась и со специализирующейся на курсах иностранных языков компанией Skyeng, знают они. Но, как уточняет один из собеседников «Ведомостей», основной интерес для «Просвещения» представляет сегмент детского образования.

«Просвещение» действительно рассматривает сделки M&A как возможный вариант развития, заявил «Ведомостям» представитель группы компаний. По его словам, сейчас «Просвещение» работает над новой стратегией развития и один из ее ключевых элементов – цифровая экосистема: «Для достижения данной цели мы рассматриваем различные сценарии нашей дальнейшей работы, включая M&A, а также стратегические партнерства».

Представитель «Алгоритмики» отказался от комментариев. Управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский заявил «Ведомостям», что переговоры с «Просвещением» действительно идут с 2018 г. Но, как подчеркнул он, на текущий момент ни к каким договоренностям стороны не пришли.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что выход издательской группы на EdTech-рынок – логичное решение. Сейчас это один из самых динамично развивающихся рынков в России. По данным Smart Ranking, совокупная выручка топ-100 российских EdTech-компаний в 2021 г. выросла на 70%, достигнув 73 млрд руб.

Что такое «Просвещение»

Группа компаний «Просвещение» – лидер рынка учебной и педагогической литературы. По итогам 2021 г. общий тираж непериодических изданий издательской группы составил 131,4 млн экземпляров, следует из данных Российской книжной палаты.
В группу входят само издательство «Просвещение» и с 2020 г. корпорация «Российский учебник» (включает в себя издательства «Дрофа», «Вентана-Граф» и цифровую платформу Lecta), которой до октября 2019 г. владела издательская группа «Эксмо-АСТ».
Головная компания ГК «Просвещение» – АО «Издательство «Просвещение». По итогам 2021 г. выручка этого юрлица составила 25,9 млрд руб., а чистая прибыль – 9,75 млрд руб., следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс». Актуальных данных о структуре владения этого АО нет. По данным «СПАРК-Интерфакса» на I квартал 2015 г., единственным владельцем издательской группы «Просвещение» является кипрская компания Olma Media Group Ltd. Но, как писал ранее РБК, до 2017 г. владельцем блокпакета «Просвещения» был бизнесмен Аркадий Ротенберг.

Основным рынком для «Просвещения» является учебно-методическая литература, поэтому для решения задачи цифровизации бизнеса вполне очевидным шагом станет покупка специализирующейся на детском дополнительном образовании компании или доли в ней, считает руководитель EdTech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина. Она объясняет, что «Алгоритмика» и Skyeng – удачные объекты для инвестирования: обе онлайн-школы обладают качественными методологическими разработками, большими технологическими возможностями и наработанной клиентской базой.

Есть и зарубежные примеры, когда компании, работающие в формате библиотек и баз знаний, покупают перспективные EdTech-стартапы или компании и успешно начинают развиваться в направлении EdTech-холдинга, знает основатель агентства Smart Ranking Дарья Рыжкова. В прошлом году американская база знаний Chegg приобрела британский сервис изучения иностранных языков Busuu.

Какие активы заинтересовали «Просвещение»

Skyeng – онлайн-школа иностранных языков. По итогам 2021 г. она заняла 3-е место в топ-100 компаний EdTech-рынка, ее выручка составила порядка 6 млрд руб., следует из данных Smart Ranking. Компания Skysmart, детское подразделение Skyeng, в прошлом году заняла четвертую строчку рейтинга с выручкой в 4 млрд руб.
«Алгоритмика» – детская онлайн-школа программирования. По итогам 2021 г. она, согласно рейтингу Smart Ranking, заняла 16-е место на рынке онлайн-образования с выручкой в 1,2 млрд руб. C 2019 г. миноритарную долю в компании приобрела VK, сейчас она составляет 7,88%.

«Возможные сделки «Просвещения» укладываются в общий тренд M&A этого года, когда крупные игроки выкупают активы или доли у иностранцев либо у тех, у кого нет необходимых средств для развития», – считает аналитик по телекоммуникациям и медиа Райффайзенбанка Сергей Либин. Либин также отмечает, что в текущей рыночной ситуации оценка компаний может быть в диапазоне 1–2 выручек. Что, как отмечает Рыжкова, ниже оценок прошлого года – 3–3,5 годовой выручки.

В условиях ограниченности инвестиционных денег многие согласны и на мультипликатор в размере одной годовой выручки, добавляет Рыжкова. «Крупные корпорации, которые давно хотели зайти на рынок EdTech, сейчас оказались в выигрышном положении», – резюмирует она.