Кинотеатр прошлого: ностальгия по-братски

Как в России работают перевыпуски старых фильмов
Андрей Гордеев / Ведомости

Завершающийся 2022 год побил в российском кинопрокате как минимум один рекорд – на больших экранах зрители могли посмотреть 85 перевыпусков старых фильмов. В 2021 г. таких релизов было 48.

Более того, именно в текущем году в этом сегменте появился новый лидер. Им стал фильм Алексея Балабанова «Брат», заработавший 74,6 млн руб. Но в основном в России в повторном прокате (термин весьма условный – у зарубежных фильмов 80–90-х гг. официального проката в нашей стране зачастую и не было) пользуется популярностью не российское кино, а классические голливудские жанровые картины, на которых росло нынешнее поколение 40-летних. Проблема в том, что поток таких фильмов после начала СВО иссяк и в ближайшее время не возобновится.

Братская сила

Март 2022 г. запомнится российской индустрии как один из самых мрачных месяцев в ее истории. Через несколько дней после начала СВО на Украине об уходе из России заявили пять голливудских студий-мейджоров – Disney, Sony, Universal, Warner Bros. и Paramount. На их релизы приходилось до 75% выручки российских кинотеатров.

Тогда же компания «Наше кино» объявила о повторном прокате двух классических картин Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2». Оба фильма появились на больших экранах 24 марта и по итогам первого уикенда сотворили маленькую сенсацию, совместными усилиями собрав 45 млн руб. По итогам всего проката эта сумма выросла до 112 млн руб., из них 74,6 млн приходятся на первую часть дилогии. Этот результат стал лучшим для ретрорелизов в отечественном прокате.

Итоги перевыпуска «Брата» превзошли «самые смелые ожидания» создателей киноленты, признавался в интервью «Бюллетеню кинопрокатчика» продюсер фильмов Сергей Сельянов. Управляющий партнер компании «Наше кино» Максим Рогальский рассказал «Ведомостям», что кассовый результат дилогии удивил прокатчика. Никаких эстимейтов, по его словам, у компании на старте проката не было.

«Изначально предполагалось, что для «Брата» будет организован ряд специальных показов, приуроченных к 25-летию фильма, которое как раз пришлось на 2022 г. Но обстоятельства сложились так, что мы смогли выпустить обе картины дилогии в широкий прокат. Глядя на финальные цифры, нельзя не признать, что это феноменальный результат, связанный прежде всего с тем, что эти фильмы являются для российского зрителя культовыми», – заявил Рогальский. Он считает, что такой успех вряд ли сможет повторить какая-то другая российская кинокартина.

Слова Рогальского подтверждает касса двух других российских релизов, которые «Наше кино» выпустило в повторный прокат в 2022 г. Приключенческая драма «Салют-7» заработала 17,9 млн руб., анимация «Большое путешествие» – 12,8 млн.

Взлет и замедление «Иноекино»

За исключением перечисленных четырех работ, остальные позиции топ-20 самых успешных перевыпусков российского проката занимают зарубежные фильмы. Шесть из 20 картин выпустила санкт-петербургская компания «Иноекино», которая вышла на российский рынок в 2018 г. Именно она считается пионером выпуска ретрорелизов в нашей стране.

До создания компании «Иноекино» один из ее совладельцев – Алексей Бажин несколько лет занимался организацией ретроспектив классических зарубежных картин в крупных городах. Поворотным моментом и толчком к созданию компании послужил запрет ретроспективных показов в коммерческих кинотеатрах без получения прокатного удостоверения, инициированный в 2018 г. тогдашним министром культуры Владимиром Мединским. После этого компания Бажина начала заниматься официальным выпуском подобных релизов в прокат. Первым заметным успехом нового прокатчика стал «Бойцовский клуб» (перевыпуск – 2019 г., сборы – 21,6 млн руб.). Далее последовали «Бегущий по лезвию» (2020 г., 13 млн руб.), «Сияние» и «Назад в будущее» (2020 г., сборы – по 10 млн руб.).

Довольно быстро стало понятно, что именно из ретрорелизов пользуется популярностью у российской публики, а что нет. Например, аудитория игнорирует артхаусное кино. Фильм Федерико Феллини «Восемь с половиной» не собрал и 3 млн руб., так же выступило и «Жертвоприношение» Андрея Тарковского. На фильмы, снятые раньше 1960-х, спроса практически нет, а основной интерес вызывают картины, снятые с конца 80-х до конца 90-х.

Лидер среди перевыпущенных фильмов

Лидер среди перевыпущенных фильмов в 2022 г. – «Брат» Алексея Балабанова, заработавший 74,6 млн руб.
Перевыпуски хорошо работали в период пандемии и сразу после того, как из России ушли голливудские мейджоры: в эти моменты в расписании кинотеатров появились свободные слоты и подобные картины могли получить более масштабное распределение сеансов, говорит глава Comscore Роман Исаев
Практически любой современный фильм ужасов категории «Б» позволяет заработать больше, чем покрытый благородной патиной и слезами восторга киноведов шедевр 80-х, говорит топ-менеджер одной из крупных киносетей

Тут, понятно, играет свою роль ностальгия. Сегодня средний возраст посетителя российских кинотеатров – около 30 лет. То есть для значительной части аудитории именно кинематограф 80–90-х гг. ассоциируется с детством или юностью. В силу объективных причин ни одну из любимых картин у этой аудитории не было возможности увидеть на большом экране: до начала 2000-х говорить о системном кинопрокате в стране не приходилось.

«Этим людям сейчас слегка за 40 лет, они платежеспособны, активны и любят ходить в кино, – описывает целевую аудиторию ретрорелизов генеральный директор компании Comscore в России Роман Исаев. – Они смотрят «Бегущего по лезвию» и «Бойцовский клуб» на большом экране, чтобы закрыть гештальт. Причем отрадно, что зачастую они это делают в компании собственных подросших детей».

Другое объяснение, почему именно такое кино пользуется большей популярностью по сравнению с другими ретрорелизами, – это, как уверен Исаев, стилистика фильмов: «Именно в 80-е начали массово появляться блокбастеры в современном понимании этого слова, произошел скачок в развитии визуальных эффектов. Это кино для современного зрителя не выглядит морально устаревшим, если мы говорим о по-настоящему хороших работах того времени».

Пик выручки компании «Иноекино» пришелся на 2021 г. – связанный с пандемией дефицит крупного голливудского контента позволил прокатчику заработать за год 100 млн руб. В 2022 г. компания выпустит рекордное количество релизов (17 против 15 годом ранее), но лишь одному из них – «Дитя погоды» – на 8 декабря удалось преодолеть планку сборов в 10 млн руб. (против четырех таких релизов в 2021 г.). По итогам 2022 г. выручка прокатчика вряд ли достигнет показателей прошлого года.

Причина падения выручки секрета для игроков рынка не представляет. До 24 февраля 2022 г. права на кинотеатральный прокат практически всей своей библиотеки дистрибутор покупал у британской компании ParkCircus. После начала СВО ParkCircus приостановила сделки с российскими контрагентами. «Иноекино» столкнулось с экстренной необходимостью искать новые источники контента. Компания купила права на библиотечные тайтлы крупнейшего российского независимого прокатчика «Вольга», выпускала ретрорелизы с другими небольшими нишевыми прокатчиками. Но все это в совокупности вряд ли заместит выпавший объем контента.

В компании «Иноекино» отказались от комментариев.

Кризис как трамплин

Хотя в целом кризисные периоды как раз являются золотым временем для ретрорелизов. Перевыпуски хорошо работали в период пандемии и сразу после того, как из России ушли голливудские мейджоры: в эти моменты в расписании кинотеатров появились свободные слоты и подобные картины могли получить более масштабное распределение сеансов, обращает внимание Исаев.

«Но, конечно, такая ситуация не может продолжаться вечно. По мере стабилизации ситуации уменьшается и интерес зрителей к старым фильмам. Современный кинопоказ – это прежде всего демонстрация новинок на большом экране. Абсолютное большинство кинотеатров зарабатывают на новом кино. Классика может служить приправой, но заменить основное блюдо она не способна», – уверен он.

И даже более выгодное для демонстраторов распределение прокатной платы – кинотеатры оставляют себе до 70% выручки ретрорелизов против стандартных 50% у новых фильмов – не способно в корне изменить ситуацию. «Если мы говорим о многозальном кинотеатре, то старые фильмы могут работать максимум одним сеансом в день», – рассказал «Ведомостям» топ-менеджер одной из крупных киносетей.

Эта ниша, по словам собеседника «Ведомостей», довольно устойчива и пользуется стабильным спросом, но спрос «нельзя назвать запредельным»: «Практически любой современный фильм ужасов категории «Б» позволяет нам заработать больше, чем покрытый благородной патиной и слезами восторга киноведов шедевр 80-х».

Статистика вновь подтверждает слова экспертов. Рыночная доля компании «Иноекино» в 2021 г. составляла 0,25% (весь бокс-офис России – 40,7 млрд руб., по данным государственного Фонда кино), а совокупные сборы «Брата» и «Брата-2», по оценке «Бюллетеня кинопрокатчика», составят менее 8% выручки «Нашего кино» в 2022 г.

Автор – главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика»