Обучение детей в онлайне впервые стало лидером edtech-сегмента по размеру выручки

Причинами считаются нежелание родителей экономить на будущем детей, рост госфинансирования и сезонность
Андрей Гордеев / Ведомости

Детский сегмент топ-100 российских edtech-компаний во II квартале 2023 г. составил 8,3 млрд руб. Он впервые за весь период оценки (с 2020 г.) обошел по размеру выручки прежнего лидера – дополнительное профессиональное образование (ДПО), который заработал 8,1 млрд руб. Эти данные приводятся в отчете исследовательского агентства Smart Ranking (есть в распоряжении «Ведомостей»).

Совокупная выручка всех edtech-компаний из топ-100 (также включает сегменты бизнес-образования, иностранных языков, мягких навыков и т. д.) за апрель – июнь составила 25,4 млрд руб.

Но в первом полугодии 2023 г. лидерство продолжает удерживать ДПО, указано в исследовании, совокупная выручка этого сегмента составила 18 млрд руб., а онлайн-образования детей – 16,4 млрд руб. Темпы роста детского сегмента несколько выше: в январе – июне 2023 г. его выручка увеличилась год к году на 32,5%, а сегмента ДПО – на 29,7%. Совокупная выручка компаний из топ-100 выросла в первом полугодии на 30,6% до 49,2 млрд руб.

Лидерство детского edtech-сегмента во II квартале основатель Smart Ranking Дарья Рыжкова связывает с «верой родителей в то, что в кризисные времена именно образование станет ценным активом для их детей в будущем».

На фоне сокращения бюджетов домохозяйств родители приоритетно вкладывают деньги в обучение детей, соглашается директор по стратегическому маркетингу группы компаний Skyeng (включает одноименную онлайн-школу английского языка, детскую платформу Skysmart и онлайн-школу ДПО Skypro) Ирина Разнатовская: «В условиях нестабильности им хочется заложить фундамент для будущего своего ребенка». Профессиональное образование в онлайне для взрослых, наоборот, «из-за усиления сберегательных настроений» начинает восприниматься как дополнительная трата, от которой легче отказаться, говорит гендиректор онлайн-школы «Нетология» Марианна Снигирева.

Драйвером детского сегмента также выступает растущий спрос на курсы, выходящие за пределы школьной программы, отмечает руководитель edtech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина: «У родителей крепнет убеждение, что после школы ребенок не обладает необходимым уровнем подготовки к реальной жизни, отсюда интерес к курсам для детей по финансовой грамотности, предпринимательству, IT».

Другой фактор роста этого сегмента – увеличение финансирования государством проектов в сфере детского онлайн-образования, добавляет Рыжкова. В том числе тех, которые связаны с профориентацией, поясняет гендиректор платформы «Профилум» Рафаэль Сарьян: «Это объясняется необходимостью формирования кадрового потенциала на уровне страны, региона и корпораций».

Смена лидера во II квартале, вероятно, связана еще и с замедлением темпов роста всего edtech-рынка, полагает Рыжкова. В 2022 г. суммарная выручка топ-100 edtech-компаний в России, по данным Smart Ranking, увеличилась на 18% до 87 млрд руб. В 2021 г. рост рынка edtech составил 70%. Эксперты ранее объясняли падение темпов роста в том числе стабилизацией спроса на онлайн-образование после бума пандемийного 2020 г.

При замедлении роста рынка на размеры сегментов все большее влияние начала оказывать сезонность, говорит Рыжкова. В мае и июне многие взрослые уходят в отпуска, что отражается на динамике сегмента ДПО, отметил гендиректор онлайн-школы Skillbox (входит в Skillbox Holding Limited, контролируемую VK) Дмитрий Крутов: «При этом в те же месяцы дети заканчивают учебный год, активно готовятся к ОГЭ и ЕГЭ».

Детский сегмент и сегмент ДПО за весь 2023 год вырастут примерно одинаково – на 20–30%, прогнозируют в ГК Skyeng, онлайн-школах «Нетология», «Фоксфорд», Maximum Education, «ИнтернетУрок», а также холдинге Ultimate Education.

Но детский сегмент и по итогам года может сохранить за собой лидерство по размеру выручки, считают аналитик Smart Ranking Маргарита Арановская и гендиректор «Фоксфорда» Андрей Сизов. В сегменте детского онлайн-образования существует больший потенциал перетекания аудитории из офлайна в онлайн, поясняет Сизов. Останется ли детский сегмент лидером рынка в 2023 г., скорее будет зависеть от динамики сегмента ДПО, полагает гендиректор Maximum Education Михаил Мягков: «Он [сегмент ДПО] чувствительнее реагирует на внешние факторы – как позитивные, так и негативные».