За новогодние выходные кинотеатры собрали рекордные 5,8 млрд рублей

В январе касса российских релизов достигнет результатов всего 2016 года, ожидают в Фонде кино
Комедия «Холоп 2» заработала 2,6 млрд рублей/ Yellow, Black & White

Совокупная касса новогодних выходных (1–8 января) обновила рекорд прошлого года, следует из данных ЕАИС государственного Фонда кино. Всего за восемь праздничных дней кинотеатры получили от зрителей 5,8 млрд руб., из них 5,5 млрд руб. (95,4%) пришлось на российские релизы. Предыдущий рекорд новогодней кассы был поставлен кинотеатрами в 2023 г. Тогда из 4,5 млрд руб. почти 70% (2,9 млрд) принесла семейная картина компании Yellow, Black and White (YBW) «Чебурашка», ставшая в итоге самым кассовым фильмом в российском прокате (финальные сборы – 6,8 млрд руб.).

Во многом рекорд этого года помогла установить возросшая цена на билет. По данным ЕАИС, средний ценник на кинобилет в прошедшие новогодние каникулы составил 392 руб., тогда как в начале января 2023 г. – около 330 руб. По сравнению с прошлогодними праздниками бокс-офис увеличился на 29,6%, а посещаемость кинотеатров за первые восемь дней 2024 г. выросла только на 10,5% до 14,8 млн зрителей.

Ни один из фаворитов «новогодней битвы» 2024 г. в отдельности не смог достичь кассы «Чебурашки», но совокупно два главных лидера, стартовавших 1 января, побили восьмидневный результат прошлогоднего рекордсмена. Комедия «Холоп 2» (YBW) заработала 2,6 млрд руб. (45,5% совокупных кассовых сборов за период), а семейная картина компании «Тритэ» «Бременские музыканты» – 1,96 млрд руб. Замыкает тройку мультфильм СТВ и студии «Мельница» «Три богатыря и Пуп Земли», вышедший еще в конце декабря. В 2024 г. анимационный релиз заработал 614 млн руб. (общая касса на момент публикации – более 770 млн).

Хотя прокат продолжается, два лидера новогодней гонки уже вошли в топ-10 самых кассовых российских релизов. «Холоп 2» занял четвертую строчку, а «Бременские музыканты» замыкают десятку. Обе киноленты уже окупились в прокате. Фильм считается таковым, если собрал кассу в 2–2,5 раза больше затрат на производство и выпуск (изготовление копий, маркетинг). Как правило, кинотеатры получают 50% кассовых сборов. 12–15% от оставшейся половины сборов (т. е. 6–7,5% от всей суммы) получает прокатчик, остальное достается создателям. По данным ЕАИС, «Холоп 2» был снят за 768 млн руб., включая 450 млн поддержки Фонда кино (300 млн – безвозвратная субсидия и 150 млн – возвратная). «Бременские музыканты» (бюджет – 1,2 млрд руб.) пока окупились с учетом того, что Фонд кино предоставил продюсерам 700 млн безвозвратной поддержки.

Аналитики Фонда кино ожидают, что за январь 2024 г. российские фильмы соберут столько же, сколько за весь 2016-й, объявленный Годом кино. Тогда их совокупная касса составила 8,6 млрд руб.

Российские релизы исторически собирают большую кассу на новогодние праздники – из топ-10 самых кассовых релизов только два («Вызов» и «По щучьему велению», оба вышли в 2023 г. и собрали более 2 млрд руб.) выходили в другие даты. Ранее во многом новогодние кассовые успехи были связаны с протекционистской политикой министра культуры Владимира Мединского (занимал пост в 2012–2020 гг.), который лоббировал январь в качестве «каникул российского кино» и административным порядком расчищал зимний прокат от голливудских релизов.

В частности, в январе 2018 г., чтобы обеспечить наилучшие условия для спортивной драмы «Движение вверх» (финальная касса – 2,9 млрд руб.), в ведомстве сдвинули даты релизов зарубежных фильмов «Приключения Паддингтона – 2» и «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти» с января на февраль. После критики индустрии «Бегущий в лабиринте» все же вернулся на ранее заявленную дату 25 января. В целом голливудские релизы обеспечивали более 70% всех годовых сборов, например в 2021 г. – 74,4% (30,3 млрд из 40,7 млрд руб.). После февраля 2022 г. голливудские мейджоры ушли из России, и доля сборов зарубежного контента резко упала. По итогам 2023 г. иностранные фильмы принесли кинотеатрам только 28% сборов (11,1 млрд руб.). Общий бокс-офис 2023 г., как сообщил на пресс-конференции 28 декабря глава Фонда кино Федор Соснов, составил около 40 млрд руб.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты объясняют рекордные сборы кинотеатров грамотно составленной афишей, в которой релизы смогли охватить практически все зрительские сегменты. «Например, «Холоп 2» с рейтингом 12+ «закрывал» подростковую и взрослую аудиторию. «Бременские музыканты» – семейную, а для младшей аудитории были «Три богатыря». Кроме того, шел и альтернативный контент – «Феррари» Майкла Манна, продолжал хорошо работать мультфильм Миядзаки «Мальчик и птица». В итоге многие семьи сходили в кино несколько раз», – пояснил главный редактор интернет-портала «Кино-театр.ру» Жан Просянов. Кроме того, как отмечает аналитик индустриального издания «Кинобизнес сегодня» Станислав Демиденко, все большие релизы были чисто развлекательными: «Никаких драм, триллеров, романтики или фильмов-катастроф. Зритель искал развлечения и получил его». 

«Холоп 2», по мнению Демиденко, имеет шансы добавить к своим капиталам еще не меньше 1 млрд руб. и, если не будет большого обвала в первые рабочие дни, сможет дотянуть до 4 млрд руб. Итоговый результат первого фильма (почти 3,1 млрд руб.) будет существенно превзойден по сборам, но не по проданным билетам (11,6 млн шт.), отмечает эксперт. В свою очередь, «Бременские музыканты» могут рассчитывать еще на 500–600 млн руб. и консервативный прогноз итоговых сборов, соответственно, 2,5–2,6 млрд руб., резюмировал Демиденко.