Газета
Газета
Телеграм
Телеграм
Россия и мирСеверо-ЗападЮг
Бизнес
Экономика
Финансы
Инвестиции
Технологии
Медиа
Недвижимость
Политика
Победа-80
Общество
Менеджмент
Стиль жизни
Интервью
Мнения
Фотогалереи
ВЕДЫ
Правила торговли
Идеи управления
Город
Ведомости&
Аналитика
Капитал
Страна
Промышленность
Инновации и технологии
Премия Импульс
Здоровье
Спорт
Конференции
Справочник компаний
Справочник персон
Туризм
Право
Наука
Как потратить
Устойчивое развитие
Форум
Техуспех
Бизнес-регата
Ведомости Северо-Запад
Ведомости Северо-Запад Стиль жизни
Ведомости Юг
  • / Общество
    Суд прекратил дело бывшего вице-президента РЖД Акулова из-за сроков давности
  • / Общество
    Эксперты обсудили радикализацию молодежи после нападения в подмосковной школе
  • / Общество
    Школьников будут мотивировать поступать в медвузы на уроках профориентации
  • / Политика
    NYT сообщила о военном сопровождении танкеров Венесуэлы после заявлений Трампа
  • / Общество
    Недостаток знаний в вопросах здоровья увеличивает расходы на медицину
  • / Политика
    Мэром Красноярска станет председатель краевого правительства
  •  / Капитал
    Бизнес назвал главные тренды в экономике в уходящем и новом году
  •  / Капитал
    Александр Ведяхин: «Гонка по разработке ИИ сравнима с атомными проектами»
  • / Экономика
    Рост инфляционных ожиданий до 13,7% не помешает снижению ставки
  • / Технологии
    В России упрощают требования к отечественным светодиодам
  •  / Капитал
    Как банки мотивируют сотрудников не уходить
  •  / Капитал
    Станислав Тывес: «В отличие от многих конкурентов мы не прекращали кредитовать»
  •  / Капитал
    Чего не хватает ЦФА для массовой эмиссии
  •  / Капитал
    Потянет ли частный бизнес в России развитие ИИ
  •  / Капитал
    От отчетности к реальным результатам
  • / Бизнес
    Эксперты ожидают стагнацию добычи и экспорта российского угля в ближайшие годы
  • / Бизнес
    Парк грузовых вагонов на сети РЖД в ближайшие годы будет снижаться
  •  / Капитал
    В Сбербанке рассказали об опыте использования цифровых двойников
  • / Бизнес
    Продажи молочной продукции без сахара выросли в два раза
  • / Технологии
    В России все чаще стали менять операторов связи
  • / Политика
    Средства ПВО за три часа уничтожили 30 украинских дронов над регионами РФ
  • / Недвижимость
    В Москве падает спрос на элитную недвижимость
  • / Инвестиции
    Альфа-банк, «Атон» и Sber CIB начали аналитическое покрытие Glorax
  • / Инвестиции
    Объем IPO и SPO может достичь 300 млрд рублей в 2026 году
  • / Политика
    Иран готов к переговорам с США лишь с исправлением «ошибок» Вашингтона
  • / Политика
    Зачем США готовят новые санкции против России и когда могут их применить
  • / Политика
    К чему приведет морская блокада США Венесуэлы
  • / Мнения
    Не доставать ножи
  • / Мнения
    Мечтают ли брокеры об электрических топ-менеджерах
  • / Мнения
    Закат Европы вручную
  • / Политика
    The Times: США предостерегают Европу от конфискации замороженных активов России
  •  / Спорт
    Сафонов первым в истории отразил четыре пенальти подряд на турнире ФИФА
Бизнес
Экономика
Финансы
Инвестиции
Технологии
Медиа
Недвижимость
Политика
Победа-80
Общество
Менеджмент
Стиль жизни
Интервью
Мнения
Фотогалереи
  • / Общество
    Суд прекратил дело бывшего вице-президента РЖД Акулова из-за сроков давности
  • / Общество
    Эксперты обсудили радикализацию молодежи после нападения в подмосковной школе
  • / Общество
    Школьников будут мотивировать поступать в медвузы на уроках профориентации
  • / Политика
    NYT сообщила о военном сопровождении танкеров Венесуэлы после заявлений Трампа
  • / Общество
    Недостаток знаний в вопросах здоровья увеличивает расходы на медицину
  • / Политика
    Мэром Красноярска станет председатель краевого правительства
  •  / Капитал
    Бизнес назвал главные тренды в экономике в уходящем и новом году
  •  / Капитал
    Александр Ведяхин: «Гонка по разработке ИИ сравнима с атомными проектами»
  • / Экономика
    Рост инфляционных ожиданий до 13,7% не помешает снижению ставки
  • / Технологии
    В России упрощают требования к отечественным светодиодам
  •  / Капитал
    Как банки мотивируют сотрудников не уходить
  •  / Капитал
    Станислав Тывес: «В отличие от многих конкурентов мы не прекращали кредитовать»
  •  / Капитал
    Чего не хватает ЦФА для массовой эмиссии
  •  / Капитал
    Потянет ли частный бизнес в России развитие ИИ
  •  / Капитал
    От отчетности к реальным результатам
  • / Бизнес
    Эксперты ожидают стагнацию добычи и экспорта российского угля в ближайшие годы
  • / Бизнес
    Парк грузовых вагонов на сети РЖД в ближайшие годы будет снижаться
  •  / Капитал
    В Сбербанке рассказали об опыте использования цифровых двойников
  • / Бизнес
    Продажи молочной продукции без сахара выросли в два раза
  • / Технологии
    В России все чаще стали менять операторов связи
  • / Политика
    Средства ПВО за три часа уничтожили 30 украинских дронов над регионами РФ
  • / Недвижимость
    В Москве падает спрос на элитную недвижимость
  • / Инвестиции
    Альфа-банк, «Атон» и Sber CIB начали аналитическое покрытие Glorax
  • / Инвестиции
    Объем IPO и SPO может достичь 300 млрд рублей в 2026 году
  • / Политика
    Иран готов к переговорам с США лишь с исправлением «ошибок» Вашингтона
  • / Политика
    Зачем США готовят новые санкции против России и когда могут их применить
  • / Политика
    К чему приведет морская блокада США Венесуэлы
  • / Мнения
    Не доставать ножи
  • / Мнения
    Мечтают ли брокеры об электрических топ-менеджерах
  • / Мнения
    Закат Европы вручную
  • / Политика
    The Times: США предостерегают Европу от конфискации замороженных активов России
  •  / Спорт
    Сафонов первым в истории отразил четыре пенальти подряд на турнире ФИФА

Главная / Медиа / Фото / 21 апреля, 07:16

Фото. Глядя в «Зеркало»: как создавались главные фильмы Андрея Тарковского

50 лет назад на экраны вышла «исповедь» режиссера
Ведомости
  • 21 апреля 1975 г. состоялась премьера автобиографической драмы Андрея Тарковского «Зеркало», которая занимает центральное место в его творчестве. «Ведомости» вместе с телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция» вспоминают главные фильмы режиссера, созданные в период работы в СССР и ставшие классикой мирового кинематографа.«Зеркало» основано на воспоминаниях режиссера о детстве, семье и некоторых эпизодах взрослой жизни. Картина получила соответствующее название, поскольку стала отражением его собственных переживаний. Первоначально черновой сценарий, написанный еще в 1968 г., назывался «Исповедь». Затем он был переименован в «Белый, белый день». Это строчка из стихотворения отца Тарковского, которая стала лирическим лейтмотивом произведения. По словам кинематографиста, фильм должен был рассказать о его чувствах, связанных с близкими людьми. Жену главного героя и его мать в молодости сыграла Маргарита Терехова (на фото), о которой режиссер отзывался как об «обыкновенной гениальной актрисе».
    Предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
    21 апреля 1975 г. состоялась премьера автобиографической драмы Андрея Тарковского «Зеркало», которая занимает центральное место в его творчестве. «Ведомости» вместе с телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция» вспоминают главные фильмы режиссера, созданные в период работы в СССР и ставшие классикой мирового кинематографа.

    «Зеркало» основано на воспоминаниях режиссера о детстве, семье и некоторых эпизодах взрослой жизни. Картина получила соответствующее название, поскольку стала отражением его собственных переживаний. Первоначально черновой сценарий, написанный еще в 1968 г., назывался «Исповедь». Затем он был переименован в «Белый, белый день». Это строчка из стихотворения отца Тарковского, которая стала лирическим лейтмотивом произведения. По словам кинематографиста, фильм должен был рассказать о его чувствах, связанных с близкими людьми. Жену главного героя и его мать в молодости сыграла Маргарита Терехова (на фото), о которой режиссер отзывался как об «обыкновенной гениальной актрисе».
  • Сцена из фильма «Зеркало», в которой военрук в исполнении Юрия Назарова (на фото) бросается на учебную гранату, также основана на детских воспоминаниях Андрея Тарковского. Подобный случай произошел, когда будущий режиссер учился в школе. Кто-то из учеников принес на урок по военной подготовке настоящую гранату. Учитель, бывший солдат, спас детей, накрыв боеприпас своим телом. Стоит отметить, что Автора, которого хотел сыграть сам Тарковский, зритель на экране так и не увидел. Главный герой, больной и лежащий в постели, появляется в кадре лишь частично в конце картины, не показывая своего лица.
    Предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
    Сцена из фильма «Зеркало», в которой военрук в исполнении Юрия Назарова (на фото) бросается на учебную гранату, также основана на детских воспоминаниях Андрея Тарковского. Подобный случай произошел, когда будущий режиссер учился в школе. Кто-то из учеников принес на урок по военной подготовке настоящую гранату. Учитель, бывший солдат, спас детей, накрыв боеприпас своим телом. Стоит отметить, что Автора, которого хотел сыграть сам Тарковский, зритель на экране так и не увидел. Главный герой, больной и лежащий в постели, появляется в кадре лишь частично в конце картины, не показывая своего лица.
  • Военная драма «Иваново детство» (1962) – первый полнометражный фильм Тарковского. Его главная идея заключалась в контрасте между снами Ивана, где он предстает обычным счастливым ребенком, и жестокой реальностью войны. Режиссер требовал от Николая Бурляева (на фото), исполнившего главную роль, максимальной реалистичности в игре: плыть в холодной воде, лежать в мартовских лужах и ползти по болотам. Самой сложной сценой для актера стала та, в которой Иван видит шинель на стене и, плача, воспринимает ее как символ фашиста, убившего его мать. Долгое время Бурляев не мог поймать нужную эмоцию.
    Предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
    Военная драма «Иваново детство» (1962) – первый полнометражный фильм Тарковского. Его главная идея заключалась в контрасте между снами Ивана, где он предстает обычным счастливым ребенком, и жестокой реальностью войны. Режиссер требовал от Николая Бурляева (на фото), исполнившего главную роль, максимальной реалистичности в игре: плыть в холодной воде, лежать в мартовских лужах и ползти по болотам. Самой сложной сценой для актера стала та, в которой Иван видит шинель на стене и, плача, воспринимает ее как символ фашиста, убившего его мать. Долгое время Бурляев не мог поймать нужную эмоцию.
  • По мнению Михаила Ромма, на чьем курсе учился Тарковский, любовная линия, введенная в картину, подкрепляет основную мысль фильма об ужасах войны. «Тарковский как бы говорит зрителям: вот молодые люди, мужчина и женщина, им бы любить друг друга, и, если бы не война, все могло бы быть прекрасно – была бы любовь», – писал Ромм. Как вспоминала Валентина Малявина, исполнительница роли медсестры Маши, во время премьеры фильма на Венецианском кинофестивале в 1962 г. ни один человек не вышел из зала, а по окончании картина сорвала шквал аплодисментов. Фильм получил главную награду киносмотра – «Золотого льва». На фото: Валентин Зубков (капитан Холин) и Валентина Малявина на съемках фильма «Иваново детство».
    Предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
    По мнению Михаила Ромма, на чьем курсе учился Тарковский, любовная линия, введенная в картину, подкрепляет основную мысль фильма об ужасах войны. «Тарковский как бы говорит зрителям: вот молодые люди, мужчина и женщина, им бы любить друг друга, и, если бы не война, все могло бы быть прекрасно – была бы любовь», – писал Ромм. Как вспоминала Валентина Малявина, исполнительница роли медсестры Маши, во время премьеры фильма на Венецианском кинофестивале в 1962 г. ни один человек не вышел из зала, а по окончании картина сорвала шквал аплодисментов. Фильм получил главную награду киносмотра – «Золотого льва». 

    На фото: Валентин Зубков (капитан Холин) и Валентина Малявина на съемках фильма «Иваново детство».
  • В философской драме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (1966) главную роль сыграл малоизвестный актер из Свердловского театра Анатолий Солоницын. Художественный совет не одобрял его кандидатуру, однако режиссер попросил консультанта фильма, реставратора Савву Ямщикова, выбрать из фотографий артистов именно того, кто больше всего похож на иконописца. Солоницын подошел к созданию образа очень ответственно: чтобы достоверно воплотить Рублева, когда тот дает обет молчания, он не разговаривал четыре месяца. Роль Бориски, якобы знавшего секрет колокольной меди, исполнил Николай Бурляев, уже известный по фильму «Иваново детство». На фото: Анатолий Солоницын и Николай Бурляев на съемках фильма.
    Предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
    В философской драме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (1966) главную роль сыграл малоизвестный актер из Свердловского театра Анатолий Солоницын. Художественный совет не одобрял его кандидатуру, однако режиссер попросил консультанта фильма, реставратора Савву Ямщикова, выбрать из фотографий артистов именно того, кто больше всего похож на иконописца. Солоницын подошел к созданию образа очень ответственно: чтобы достоверно воплотить Рублева, когда тот дает обет молчания, он не разговаривал четыре месяца. Роль Бориски, якобы знавшего секрет колокольной меди, исполнил Николай Бурляев, уже известный по фильму «Иваново детство». 

    На фото: Анатолий Солоницын и Николай Бурляев на съемках фильма.
  • Юрий Никулин (на фото в центре), сыгравший монаха в драме «Андрей Рублев», вспоминал, что во время премьеры фильма он был на гастролях с цирком. Впервые актер увидел картину в Париже, где ради нее в кинотеатр собралась очередь. Никулин сожалел, что лента не вышла под первоначальным названием «Страсти по Андрею». «Андрей Рублев» был показан во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля в 1969 г. и получил премию Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ). Кстати, плакат фильма можно увидеть в сцене «Зеркала» – во время телефонного разговора Алексея с матерью на стене в его квартире.
    Предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
    Юрий Никулин (на фото в центре), сыгравший монаха в драме «Андрей Рублев», вспоминал, что во время премьеры фильма он был на гастролях с цирком. Впервые актер увидел картину в Париже, где ради нее в кинотеатр собралась очередь. Никулин сожалел, что лента не вышла под первоначальным названием «Страсти по Андрею». «Андрей Рублев» был показан во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля в 1969 г. и получил премию Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ). Кстати, плакат фильма можно увидеть в сцене «Зеркала» – во время телефонного разговора Алексея с матерью на стене в его квартире.
  • Научно-фантастическая драма «Солярис» (1972) является адаптацией одноименного романа Станислава Лема. Произведение было серьезно переработано, и значительная часть действия перенесена на Землю, чего нет в оригинальном тексте. По словам Тарковского, создателям фильма хотелось не столько посмотреть на космос, сколько из космоса на Землю. Желая добиться максимальной реалистичности в кадре, режиссер ставил перед оператором Вадимом Юсовым и художником Михаилом Ромадиным непростые задачи. Дополнительная трудность заключалась в том, что «Солярис» создавался одним дублем: из-за ограниченного количества пленки Kodak приходилось тщательно готовиться к каждому эпизоду и снимать его с первого раза. На фото: актеры Тамара Огородникова (также снималась в фильме «Андрей Рублев») и Донатас Банионис на съемках фильма «Солярис».
    Предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
    Научно-фантастическая драма «Солярис» (1972) является адаптацией одноименного романа Станислава Лема. Произведение было серьезно переработано, и значительная часть действия перенесена на Землю, чего нет в оригинальном тексте. По словам Тарковского, создателям фильма хотелось не столько посмотреть на космос, сколько из космоса на Землю. Желая добиться максимальной реалистичности в кадре, режиссер ставил перед оператором Вадимом Юсовым и художником Михаилом Ромадиным непростые задачи. Дополнительная трудность заключалась в том, что «Солярис» создавался одним дублем: из-за ограниченного количества пленки Kodak приходилось тщательно готовиться к каждому эпизоду и снимать его с первого раза.

    На фото: актеры Тамара Огородникова (также снималась в фильме «Андрей Рублев») и Донатас Банионис на съемках фильма «Солярис».
  • Главные роли в фильме «Солярис» исполнили Донатас Банионис и Наталья Бондарчук. Для съемок был создан макет ракеты, который поднимался в воздух на специальных тросах. Эпизод с автострадой в городе будущего снимался в Японии. Еще в 1968 г., подавая заявку на экранизацию романа Лема, Тарковский говорил, что намерен снять фильм для «широкого массового зрителя». В итоге только в России «Солярис» посмотрели более 10 млн человек, что сделало его самым успешным лентой режиссера в прокате. На Каннском кинофестивале в 1972 г. картина получила Гран-при жюри и приз ФИПРЕССИ. На фото: Наталья Бондарчук, Донатас Банионис и Андрей Тарковский на съемках фильма «Солярис». 
    Предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
    Главные роли в фильме «Солярис» исполнили Донатас Банионис и Наталья Бондарчук. Для съемок был создан макет ракеты, который поднимался в воздух на специальных тросах. Эпизод с автострадой в городе будущего снимался в Японии. Еще в 1968 г., подавая заявку на экранизацию романа Лема, Тарковский говорил, что намерен снять фильм для «широкого массового зрителя». В итоге только в России «Солярис» посмотрели более 10 млн человек, что сделало его самым успешным лентой режиссера в прокате. На Каннском кинофестивале в 1972 г. картина получила Гран-при жюри и приз ФИПРЕССИ.

    На фото: Наталья Бондарчук, Донатас Банионис и Андрей Тарковский на съемках фильма «Солярис». 
  • Фантастический фильм «Сталкер» (1979) снят по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Писатели выступили авторами сценария. Правда, от самого произведения в картине остались только такие понятия, как Зона (место, где происходит необъяснимое) и Сталкер (проводник по Зоне). Все остальное было переработано Тарковским и Стругацкими. Сценарий менялся около 10 раз: из сюжета исчезла лишняя фантастика, Сталкер из «крутого парня» превратился в юродивого, а сам фильм – в философскую притчу о вере. На второй год работы над фильмом актеры были измотаны необходимостью многократно повторять одну и ту же сцену, новый материал и реплики им зачастую выдавались прямо перед началом съемок. В результате Кайдановский, исполнивший роль Сталкера, поклялся, что больше никогда не будет сотрудничать с Тарковским, а Алиса Фрейндлих, сыгравшая его жену, даже несколько раз теряла сознание на съемочной площадке.
    Предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
    Фантастический фильм «Сталкер» (1979) снят по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Писатели выступили авторами сценария. Правда, от самого произведения в картине остались только такие понятия, как Зона (место, где происходит необъяснимое) и Сталкер (проводник по Зоне). Все остальное было переработано Тарковским и Стругацкими. Сценарий менялся около 10 раз: из сюжета исчезла лишняя фантастика, Сталкер из «крутого парня» превратился в юродивого, а сам фильм – в философскую притчу о вере. На второй год работы над фильмом актеры были измотаны необходимостью многократно повторять одну и ту же сцену, новый материал и реплики им зачастую выдавались прямо перед началом съемок. В результате Кайдановский, исполнивший роль Сталкера, поклялся, что больше никогда не будет сотрудничать с Тарковским, а Алиса Фрейндлих, сыгравшая его жену, даже несколько раз теряла сознание на съемочной площадке.
  • «Сталкера» переснимали три раза. Первый отснятый материал, созданный оператором Георгием Рербергом, оказался потерян из-за испорченной пленки. Работу следующего оператора, Леонида Калашникова, забраковал сам режиссер. В результате оператором картины стал Александр Княжинский. Несмотря на все проблемы, на «Мосфильме» картину не закрыли, дав Тарковскому возможность переснять фильм и воплотить свой замысел. На Каннском кинофестивале лента получила «Приз экуменического жюри». «Сталкер» стал последним фильмом, созданным Тарковским в Советском Союзе. Во время работы над картиной «Ностальгия» режиссер уехал в Италию, где и остался.
    Предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
    «Сталкера» переснимали три раза. Первый отснятый материал, созданный оператором Георгием Рербергом, оказался потерян из-за испорченной пленки. Работу следующего оператора, Леонида Калашникова, забраковал сам режиссер. В результате оператором картины стал Александр Княжинский. Несмотря на все проблемы, на «Мосфильме» картину не закрыли, дав Тарковскому возможность переснять фильм и воплотить свой замысел. На Каннском кинофестивале лента получила «Приз экуменического жюри». «Сталкер» стал последним фильмом, созданным Тарковским в Советском Союзе. Во время работы над картиной «Ностальгия» режиссер уехал в Италию, где и остался.

Смотрите также

Новости СМИ2
Отвлекает реклама?  С подпиской  вы не увидите её на сайте
  • Подписка
  • Реклама
  • РФРИТ
  • Справочник компаний
  • Подписка для юр.лиц
  • О компании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Обратная связь
  • Справочный центр
  • Распространение

Наши проекты

Контакты

127018, г. Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 1
На карте
+7 495 956-34-58
info@vedomosti.ru

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю свое согласие получать письма от «Ведомости» и подтверждаю, что ознакомился и принимаю Политику по защите персональных данных

Скачать для iOS
Скачать для Android

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).

Правила применения рекомендательных технологий в виджетах рекламно-обменной сети, размещенных на сайте vedomosti.ru: СМИ2, INFOX, 24smi

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, ИНН/КПП 7712108141/771501001, ОГРН 1027739124775, 127018, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Марьина Роща, ул. Полковая, д. 3, стр. 1 1999—2025

Сетевое издание Ведомости (Vedomosti)

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Казьмина Ирина Сергеевна

Электронная почта: news@vedomosti.ru

Телефон: +7 495 956-34-58

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных