Феминизм на подиуме


Показ моделей одежды дизайнера Юлии Николаевой москвичи связали с бурным наступлением весны. Шоу называлось "Мосты". Монохромные части коллекции в розовом, белом и голубом цветах подводили к апофеозу вечерних платьев, выполненных из тканей с жаркими растительными узорами. Похоже, прошлое лауреата конкурса им. Надежды Ламановой, создательницы "Авторского ателье", художницы кино, экспериментирующей и в театре, и на телевидении, дало Юлии Николаевой мощный импульс для реализации фантастических чувственных идей.

- Известно, что вы не только создаете авторские модели, но и разрабатываете костюмы для презентаций крупных фирм - Bosch-Siemens, Nivea, Rochas, MercedesBenz, для персонала L'Oreal. Каков в этом случае интерес художника (кроме, естественно, материального)? - Это одна из разновидностей моей работы. И в случае с крупными фирмами, ориентированными, естественно, на деловой стиль в одежде, для меня это в некотором роде вызов - попробовать, что же получится, если я адаптирую свой стиль к их задачам. Конечно, в такой работе тоже есть определенные сложности. Чем больше этапов утверждения проходит эскиз, тем сложнее его реализация в виде, близком к первоначальному замыслу. Модные тенденции легче отстоять в цвете.L'Oreal, например, выбрала сочетание розового и серого, т. е. даже возник некоторый драматический слом: уходящий серый, супермодный еще недавно, и розовый, карамельный - хит нынешнего сезона.

Как правило, костюмы, разработанные художником, используются в течение одного года, потом обновляются. Часто для этого приглашаются разные дизайнеры.

- Вы оптимист в отношении развития отечественной моды? - В данный момент - да. Может быть, некоторое время назад я бы ответила иначе. Времена, когда мне хотелось сидеть на даче и делать в одиночку очередную коллекцию, прошли. Мода - необходимый элемент развития современной жизни.

- В программе показа коллекции "Мосты" есть такая сцена: изящная девушка ведет на поводке троицу юношей, одетых лишь в розовые шорты. Что это за образ? Феминизм в моде? - Феминизм очень даже возможен и необходим на подиуме. И в мире моды в целом. Просто понятие феминизма я отличаю от вульгарного, обывательского взгляда и воинствующего, принятого на Западе противостояния. Для меня феминистка - любая женщина, которая реализует свои замыслы, активно самовыражается - в творчестве ли, в карьере ли, - ведет себя независимо. Короче говоря, женщина-личность всегда проявление феминизма. При этом я против экстремальных форм, когда женщина рвется починить машину, размахивая гаечным ключом. Каждый должен заниматься своим делом.

- Что может послужить импульсом, источником вдохновения для создания того или иного костюма? - В первую очередь тот человек, для которого он создается. Очень многое зависит от заказчика. И, конечно, фактура, цвет и особенности материала. Отношения с тканью у меня интимные, на уровне подсознания. Когда ко мне приходит клиент, я говорю ему: "Пойдемте, у меня для вас кое-что есть". То есть последовательность именно такая: не эскиз сначала нарисуем, а потом под него будем как угорелые искать ткань полгода. Сначала возникает человек, потом ткань и, наконец, новый образ. Поэтому одна из самых страшных проблем перед показом - несоответствие моделей коллекции тем манекенщицам, которым предназначено их демонстрировать. Я убеждена, что каждая вещь подходит только тому человеку, для которого сделана. Мои модели не универсальны. В этом заключена особая сложность. Но и ценность их от этого возрастает. Причем не столько материальная, сколько художественная. Предположим, одной клиентке мы сделали к Новому году платье - необычайно яркое, красное, с прорисованными цветами.

Второе такое же я не могу - да и не хочу - продавать в Москве. Это исключено.

- Кто ваши клиенты? Состоятельные женщины, жены богатых мужей, артистическая элита? - Не знаю. Как правило, я не интересуюсь их источником дохода, социальным положением.

Они могут сохранить инкогнито, если хотят.

Клиенты в основном постоянные, с очень многими у меня сложились дружеские отношения.

Вообще, все люди делятся на тех, кто заказывает себе вещи у дизайнера, выполняемые мастерами, и тех, кто предпочитает готовое платье.

Я, конечно, на стороне тех, кто готов часами выстаивать на примерках и способен получать от этого кайф. Тот, кто покупает готовые вещи, более практичен и немного ограничен в фантазии: от покупной вещи всегда знаешь чего ждать. Те же, кто предпочитает шить на заказ, склонны к авантюризму. Им не чуждо творческое начало. Когда к нам приходит новый заказчик, сразу же становится ясно, наш человек или нет. Только однажды у меня был случай, что готовую вещь клиентка не забрала. Но, правда, мы ее с легкостью продали другой женщине.

Мы относимся к клиентам (а постоянных их у нас около 50) бережно и внимательно, почти по-родственному. Например, одной даме в период после экономического кризиса, совпавшего для нее со всякими личными испытаниями, мы шили некоторое время в долг. Почему бы нам не поверить человеку, попавшему в трудную ситуацию? - Ваши вещи очень дорогие? - Конечно, не дешевы. Но как они могут быть дешевыми, если ткань стоит более $100 за метр? Но, поверьте, ткани, которые мы привозим с салонов в Париже и Милане, стоят того. Вокруг швейцарцев, из тканей которых сделана моя последняя коллекция, я ходила на парижском салоне три года. Не решалась подступиться. На их изумительных материалах нарисованы дивные цветы со всеми ботаническими подробностями.

А выставочный павильон заставлен ведрами с живыми цветами, обернутыми в шелка. Наконец я заказала ткани и обнаружила, что именно в этот момент черно-серо-белая гамма в мире моды резко поменялась на цветную. А я уже готовилась к презентации новой коллекции. Каждый раз, когда такое случается, я убеждаюсь, что в моей профессии все происходит совершенно мистическим образом, как будто предопределенным высшими силами. Поэтому я очень доверяю своей интуиции.

- А вы согласны с тем, что в мире существует некое информационное поле, что пришедшая тебе в голову идея может посетить кого-то другого и поэтому надо ее быстрее реализовать? - Безусловно. Я сама однажды обнаружила в итальянском модном журнале "свой" воротничок, мое изобретение, выполненное совершенно особым образом. А наш показ на новом Андреевском мосту? Мы держали все в страшном секрете, открыли карты только накануне шоу.

До этого вместе с художницей Лианой Есакия, расписывающей потрясающие огромные шелковые полотна, и дизайнером аксессуаров Аркадием Кальницким готовили проект "Мосты".

И что вы думаете? Через день на том же мосту состоялся показ коллекции Donna Karan. Но мы все-таки были первыми.

- Для вас "Авторское ателье" - это бизнес или что-то другое? - Как художник я не анализирую и не составляю бизнес-планов. Не дарю свои вещи знаменитостям, чтобы потом заносить это себе в актив. Я просто не думаю об этом. Главное в моем деле атмосфера. Дважды в год - летом и на Рождество - мы устраиваем вечеринки для клиентов. В прошлом году мы таким образом собирали деньги на коллекцию "Весна - лето - 1999": мои друзья художники подарили для лотереи свои произведения, каждый второй билет выигрывал.

На Новый год мы устраивали елку в клубе "Ротонда", куда наши гости приходили с детьми.

Поэтому, естественно, были новогодние подарки. Главное в каждом таком вечере - тема и ее эстетическое воплощение. Это как бы генеральные репетиции будущих программ Дамского клуба, идея создания которого уже который год витает в воздухе. Надеюсь, она воплотится в жизнь. Он необходим и работающим (для которых работа - второй дом), и неработающим женщинам - вдвойне. Клуб означает общение, возможность расширить круг знакомств. Но о планах я пока не хочу говорить из суеверных соображений.