Спор о приватизации


ЛОНДОН - Железнодорожная катастрофа, случившаяся в минувший вторник в 17 км от Лондона, в которой погибли четыре и пострадали 35 человек, в очередной раз заставила говорить о преимуществах и недостатках приватизации железных дорог. Впрочем, правительство заявляет, что пути назад не будет и национализация исключена. Возможны лишь некоторые меры, направленные на снижение количества операторов железных дорог.

В середине 90-х Британия пошла на беспрецедентный шаг и приватизировала всю систему железных дорог в стране. Причем этот пример до сих пор остается уникальным. В большинстве стран мира железные дороги либо принадлежат государству, либо управляются государственными компаниями-операторами. В некоторых странах помимо государственных есть и несколько частных операторов.

Когда британская система железнодорожного сообщения была приватизирована правительством Джона Мейджора, частные компании сразу показали, на что способны, и с помощью активного маркетинга добились 30% -ного увеличения количества пассажиров. Всей инфраструктурой железных дорог Британии - а это 20 000 км рельсов, 750 туннелей, 2500 вокзалов и 40 000 виадуков и мостов - владеет частная компания Railtrack. Существует еще 25 компаний-операторов, работающих на условиях франчайзинга, а также сервисные и прочие компании - всего более 100 частных компаний. Однако они не сумели решить другие проблемы железнодорожного транспорта, - добиться роста инвестиций в инфраструктуру и поднять уровень технического обслуживания. Частные компании менее охотно идут на такие инвестиции, поскольку они по определению долгосрочны. Впрочем, хотя число жертв несколько выросло за последние годы, оно все равно значительно ниже, чем 10 и более лет назад.

Представитель компании заявил, что причиной катастрофы стал дефектный рельс, из-за которого и сошел с путей поезд, двигавшийся со скоростью 185 км в час. По его словам, состояние пути было "недопустимым" и рельс давно подлежал замене.

Эта авария, пятая по счету за последние четыре года, произошла всего через год после того, как в крушении недалеко от лондонского вокзала Пэддингтон погиб 31 человек.

Генеральный директор Railtrack Джералд Корбетт предложил провести реструктуризацию железных дорог. Бернард Дженкин, министр транспорта теневого кабинета, признал, что тори допустили ошибки при проведении приватизации, однако заявил, что "пути назад нет" и приватизация пересматриваться не будет. (FT, WSJ, 22. 10. 2000)