Отчаяние ягнят


Девушки ходят, беспечно встряхивая светлыми волосами. В подворотне их ждет маниак. И фильм, в общем, посвящен тому, что у него в голове. Там всего хватает - как говорится, где-то внутри в каждом из нас есть бесконечный космос. И разруха, как снова выяснилось, не в клозетах, а в головах.

Дженнифер Лопес играет главную роль - смуглого, научно обоснованного медиума, что шастает по чужим подсознаниям, спасает детей и на досуге смотрит старый мультипликационный шедевр "Заброшенная планета". Маньяк, порождение тяжкого детства и неловкого крещения, питается аспирином, неосторожно топит девушек и прецеденте этак на восьмом наконец попадается. Когда его обезвреживают, он бух себе на пол и лежит скучает - кома, овощ, ни жив ни мертв. Меж тем последняя схваченная им девушка остается взаперти, где такое с ней приключилось - неясно, и остается только почерпнуть недостающую информацию из головы ненормального. Ему приходится схлестнуться подсознаниями с красивой девушкой-психиатром, которая, собственно, Лопес и есть и которая устраивает ему восхитительную антиутопию на мозговом уровне. Таков план бытия. Ум - хорошо, два - лучше. Сознание Лопес подключают к сознанию убийцы (Винсент ДХОнофрио), и начинается план сознания, который много краше и интереснее. Там группируются образы, сворованные, по слухам, у Тарковского и Линча, но, если честно, больше смахивающие на что поярче да попроще. Образ героини Лопес в начале фильма пародирует наиболее удачные фотографии серии National Geographic, а ближе к финалу ее будто бы сфотографировали и раскрасили художник Пьер и художник Жиль. Но в целом схватка нейронов удалась: одна только сцена с расчленением лошади невесть чего стоит.

Зрелищность точно жуткая и одновременно какая-то рождественская, бутиковая. Жилы тянутся из живота, словно самые прочные в мире колготки. Помимо этой компьютерной клетки-енки в фильме еще есть скучные актерские работы, плохой сюжет, сомнительные психологические изыскания и смешная белая собака. Режиссер Тарсем Синх пышно продемонстрировал то самое "мышление на уровне видеоклипов", которым строгие преподаватели философии любят попрекать несообразительных студентов. Но тема массового утопления девиц в стеклянных клетках, ей-богу, благодарнее любой, даже самой религиозной песенки группы R.E.M. (иллюстрациями к которой Синх и прославился). Превращать ее в дуэль наполнителей черепных коробок, пусть даже и самой что ни на есть правильной формы, негоже. Как говорил писатель Уильям Берроуз, "если свести вместе два разума, всегда появляется третий, высший разум, который незримо способствует их сотрудничеству". Смотришь на клиповый цвет "Клетки" - понимаешь: не все так просто.