Chrysler и его "лимоны"


ДЕТРОЙТ - Американская автокомпания Chrysler с 1993 г. потратила $1,3 млрд на выкуп хронически ломающихся автомобилей (в США их называют "лимонами") у владельцев. Но компания вернула около 66% от этой суммы, продавая машины после починки на аукционах. Все бы хорошо, но в Северной Каролине нашелся юрист, сумевший найти огрехи в этой схеме. Теперь он близок к победе над Chrysler.

Иск против Chrysler был подан в 1999 г. юристом Эйч-Си Киркхартом из Северной Каролины. Один из его клиентов поинтересовался, что автокомпании делают с "лимонами", и Кирхарт решил проверить, что же в действительности произошло с теми 20 автомобилями, которые благодаря его же стараниям были возвращены производителю. Юрист связался с новыми владельцами этих изделий Chrysler и выяснил, что лишь трое или четверо из них были предупреждены компанией о предыдущих "приключениях" проблемных машин.

В официальном заявлении Chrysler говорится, что "факт выкупа автопроизводителями небольшого количества автомобилей каждый год не является шокирующим откровением", как и практика "перепродажи возвращенных или отремонтированных продуктов". Но защитники прав потребителей считают иначе. "Документы Chrysler впервые демонстрируют, что корпорации напрямую причастны к процессу, в который, как раньше считалось, вовлечены только жуликоватые дилеры", - говорит Ральф Хор, директор потребительской организации Safetyforum.com, которая разместила у себя на web-сайте документы, предоставленные компанией в суд.

Хотя законы, регулирующие перепродажу "лимонов", есть почти во всех штатах, они сильно отличаются друг от друга. Лишь в нескольких из них запрещена перепродажа машин с дефектами, связанными с безопасностью. Представители "большой тройки" американских автокомпаний (Chrysler, General Motors и Ford Motor) заявляют, что все такие автомобили перед продажей ремонтируются, а дилеры получают уведомление о причинах выкупа автомобиля у прежнего владельца. И дилеры должны ознакомить нового покупателя с историей автомобиля.

Сама Chrysler также обвиняет в произошедшем одного из дилеров. По словам адвоката компании, Киркхарт неправильно интерпретировал предоставленные суду документы, в которых сказано, что Chrysler за последние четыре года выкупила около 850 автомобилей в Северной Каролине. Киркхарт утверждает, что примерно 60% из них были затем перепроданы без уведомления новых владельцев о прошлом этих машин. Chrysler же объясняет, что подписанные уведомления тогда хранились у дилеров, а не в самой компании.

Но шансы Chrysler выиграть битву в суде довольно малы. Судья, ведущая дело, в феврале вынесла заочное решение против компании, отметив "многочисленные открытые нарушения" и отвергнув доводы защиты. Размер компенсации пока не определен. Адвокаты Chrysler намерены подать апелляцию, а также потребовать введения запрета на доступ к предъявленным в ходе разбирательства документам.

У Chrysler уже есть опыт судебной борьбы за "лимоны". В 1996 г. штат Калифорния обвинил компанию в продаже 116 "лимонов" в 1991 - 1992 гг. без уведомления новых покупателей о прошлых поломках машин, что является нарушением законов штата. Истец потребовал приостановки действия лицензии Chrysler на продажу автомобилей в штате сроком на 45 дней, однако автокомпании удалось завести разбирательство в тупик, и приостановки так и не последовало. (WSJ, 19. 03. 2001).

КАК ПОПАЛСЯ CHRYSLER.

Киркхарт подал иск от имени супружеской пары, Питера и Френсис Плесках, которые утверждают, что при покупке Chrysler не уведомила их о причинах предшествующего возврата их автомобиля (Dodge Caravan 1996 г. выпуска).

Внутренние документы автокомпании, затребованные судом, показали, что Chrysler за последние семь лет выкупила у владельцев 58 000 автомобилей. Эти документы дают редкую возможность оценить масштабы принятой среди американских автопроизводителей практики выкупа постоянно ломающихся машин. Такие данные компании обычно не афишируют, и документы Chrysler стали достоянием общественности только по решению суда. И то суд вначале оштрафовал компанию на $325 000 за задержки в предоставлении этих документов.