Кому ящур в радость


ЛОНДОН - В Великобритании есть по крайней мере три категории граждан, которым принесли выгоду бушующие здесь сельскохозяйственные страсти, сравнимые с эпидемией чумы. Это владельцы некоторых морских курортов, городских торговых центров и производители дезинфицирующих веществ.

Эпизоотия ящура, которая привела к вынужденному забою 1,5 млн коров, свиней и овец и опустошила многие сельские районы Великобритании, ударила, в частности, по туристической индустрии страны. Однако, как это нередко случалось в истории во время народных бедствий, это оказалось хоть кому-то да выгодно - пусть и небольшому числу людей.

Компания по производству химикатов Antec International выпускает около 65% дезинфицирующих веществ, использующихся в животноводстве Великобритании. В отчетах Antec International говорится о резком взлете ее прибылей в течение последних двух месяцев. Прежде всего это происходит за счет продаж дезинфицирующего препарата Virkon S, помогающего бороться с распространением вируса ящура. Препарат хорошо раскупается в самой Великобритании и в других европейских странах.

Марк Блэкуэлл, генеральный директор компании, не стал разглашать точные цифры, однако известно, что были наняты новые сотрудники и добавлены рабочие смены, поскольку спрос на продукцию фирмы сейчас на порядок больше обычного. Virkon S стоит примерно 84 евро ($74) за 5,4 кг - этого количества достаточно для изготовления 550 л дезинфицирующего раствора.

Разумеется, Antec International не может возместить потери сельского хозяйства и туристической отрасли, вызванные ящуром. По предварительным подсчетам, эпизоотия будет стоить стране в этом году от 0,25% до 1% валового внутреннего продукта, что составляет 9 млрд фунтов ($13 млрд). Однако картина экономического бедствия не столь однородна, как ее принято рисовать.

После зимнего спада, обусловленного помимо эпизоотии ящура сырой погодой и наводнениями, ожил внутренний туризм, судя по показателям четырех дней пасхального уик-энда. Внутренний туризм приносит более 70% общих доходов туристической отрасли Великобритании. Отчасти это результат организованной правительством пропагандистской кампании, имеющей целью вернуть жителей в сельские районы. Однако в основном показатели выросли за счет "вынужденного" туризма, когда люди, не имея возможности поехать в привычные места отдыха, выбирают другие районы.

"Вынужденный" туризм, процветающий в последние несколько недель, дает отрасли ощутимые доходы. Некоторые местные туристические агентства зафиксировали рост доходов на 20%. Результаты пасхального уик-энда весьма показательны, поскольку эти дни традиционно приносят туристическому бизнесу 10% годового дохода.

Жители Озерного края и других сельских районов пока страдают от запретов на передвижение: ящур практически не опасен для людей, но они могут переносить вирус заболевания на подошвах и одежде. Зато переживает бум туризм в городах и на морских курортах, включая Брайтон, Блэкпул и Йорк. "С тех пор как разразился этот ящур, у нас начался реальный прирост клиентов", - говорит Кэй Хайд, представитель городского совета по туризму Йорка.

Соответственно, растут прибыли городских розничных торговцев. Сеть Virgin, занимающаяся продажей компакт-дисков, видеопродукции и компьютерных игр, увеличила свои объемы продаж в I квартале 2001 г. на 18% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В Великобритании сеть насчитывает 90 магазинов. (WSJ, 17. 04. 2001)