Японцы творят кумира


ТОКИО - В отношениях между японскими политиками и простыми японцами за последнее время произошли значительные изменения. Настолько значительные, что правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) начала печатать постеры с портретом вольнодумца Дзюнитиро Коидзуми, неожиданно избранного премьер-министром полтора месяца назад. Коидзуми пользуется огромной популярностью в стране - за первые пять дней продажи ЛДП реализовала 145 000 постеров. "Обычно японцы не покупают портретов политических лидеров, но тут мы распродали все, что у нас было. Это невероятно", - сообщил представитель ЛДП, который немедленно сориентировался в ситуации и организовал выпуск дополнительного тиража. Японские политики отличаются тем, что говорят на языке, непонятном обывателям, и традиционно считаются существами замкнутыми, скучными и положительными до занудства. Однако популярность Коидзуми сродни славе поп-звезд или победителей-спортсменов. Если кабинет его предшественника Йосиро Мори имел рекордно низкий рейтинг - меньше 10%, то первые шаги Коидзуми публика приветствует, причем на редкость единодушно: по данным опросов общественного мнения, его поддерживает 80 - 90% населения страны. Когда премьер появляется на телеэкране, рейтинг программы немедленно повышается. По данным NHK, основного японского телеканала, средний рейтинг дневной программы, транслирующей парламентские заседания, к которой граждане относятся довольно равнодушно, подскочил с 3% до 8%. Когда руководство канала попыталось поставить в программу вместо парламентских слушаний чемпионат по борьбе сумо, посыпались звонки от зрителей с просьбой вернуть им парламентариев. Коидзуми принадлежит к тому типу политиков, которые вызывают восхищение у женской части электората. Основной контингент покупателей постеров с его портретом - отнюдь не солидные, политически подкованные граждане, жаждущие реформ, а девочки-школьницы в коротких юбках и миловидные секретарши. Говорят, все дело тут в его длинных завитых волосах и очаровательной улыбке. Однако всплеск всенародного обожания говорит и о другом: за десятилетие экономических неурядиц страна истосковалась по истинному лидеру, способному вывести ее из застоя. "Правительство, которое сможет проявить зоркость и увидеть нужды нации, - вот что сейчас необходимо Японии, - говорит Такаси Имай, председатель японской бизнес-федерации Keidanren. - Ни одному из предыдущих правительств это оказалось не под силу. Но Коидзуми, похоже, сможет". Огромной популярностью в стране пользуется и новый министр иностранных дел Макико Танака, которая повела борьбу против министерских бюрократов, которые традиционно определяли внешнюю политику Японии. В качестве одного из методов борьбы она использует скандал: то отказалась от встречи с заместителем госсекретаря США Ричардом Армитейджем, находившимся с визитом в Японии, то назвала МИД "рассадником коррупции".

Перемен ждут все: и лидеры ЛДП, воодушевленные поддержкой населения, и чиновники всех рангов, и представители бизнеса - все надеются, что грядущие реформы будут эффективными. Однако до сих пор остается неясным, сможет ли Коидзуми использовать выданный ему кредит доверия и превратить личное обаяние в платформу для реальных политических изменений. (FT, 27. 05. 2001)