Грант или не грант?


БРЮССЕЛЬ - Европейские антимонопольные органы проводят неофициальное расследование в отношении проекта Airbus по созданию широкофюзеляжного реактивного пассажирского самолета A380. Еврокомиссию интересует вопрос, являются ли законными инвестиции британского правительства в проект по производству двигателей для этого самолета компанией Rolls-Royce. Проект A380 - венчурное предприятие по созданию крупнейшего в мире пассажирского реактивного самолета. История финансирования различных компонентов проекта с самого начала была сложной и запутанной. Boeing, основной конкурент Airbus на рынке воздушных лайнеров, давно пытается доказать, что какое бы то ни было участие правительства в проекте представляет собой государственную помощь, а следовательно, нарушает принципы свободной конкуренции. Американское правительство высказалось в поддержку этих претензий. В создании A380 будут также принимать участие два акционера Airbus - британская BAE Systems и германо-французско-испанская European Aeronautics Defense & Space. Обе компании собираются использовать при этом займы, полученные от их правительств. Займы, использованные этими компаниями, Европейская комиссия не считает незаконной государственной помощью. Однако до сих пор не ясна позиция ЕК по вопросу о двигателях самолета, которые также будут разрабатываться и производиться частично на государственные средства. По условиям соглашения с Rolls-Royce британское Министерство торговли и промышленности инвестирует до 250 млн фунтов ($362,7 млн) в разработку двигателей Trent 600 и Trent 900 для A380, о чем оно известило Еврокомиссию в феврале. С тех пор комиссия провела значительную работу по расследованию обстоятельств дела, попутно получив жалобу от некоей конкурирующей компании. Представитель ЕК назвать компанию отказалась, подтвердив при этом факт неофициального расследования. Комиссия, однако, по ее словам, "еще не решила, стоит ли начинать официальное расследование". Основной вопрос, который рассматривает ЕК в ходе таких расследований, - предоставило ли государство компании, заключая с ней сделку, более выгодные условия, чем те, которые компания получила бы от другого инвестора на открытом рынке. Правительство Великобритании настаивает на том, что его инвестиции "грантом не являются": государство выступает в роли партнера, принимающего на себя часть связанных с проектом рисков, и в конечном счете рассчитывает на возврат средств. (WSJ, 30. 08. 2001)