Слияние им не поможет


Кто является крупнейшим производителем персональных компьютеров с долей рынка в 57%? Может быть, это Dell, Compaq, IBM, Hewlett-Packard, NEC? Вовсе нет, это другой, это те тысячи компаний, доля рынка каждой из которых составляет от 0,004% до 4%. Персональные компьютеры превратились в обычный потребительский продукт, который покупают за дизайн, а не за передовые технологии. А раз речь идет о потребительском рынке, то чем крупнее компания, тем легче ей продавать свой товар, и в этом основная причина слияния Compaq и НР. Но сможет ли оно изменить ситуацию в отрасли, принести стабильность, положить конец ценовой войне? Ни в малейшей степени. Обе компании теряют деньги на продажах компьютеров, и объединение означает лишь то, что теперь они будут нести убытки вместе. Похоже, так считают и на Уолл-стрит. После объявления о сделке акции обеих компаний резко упали. Консолидация в компьютерном секторе никогдал не будет проходить так же, как в автомобильном, потому что и вы, и я, и - что гораздо важнее - парень, сидящий в бамбуковом сарае в далекой китайской провинции, в состоянии самостоятельно собрать компьютер. Все было иначе в 1982 г., когда, как гласит легенда, три инженера, основавшие Compaq, разработали свой проект компьютера за столиком хьюстонского ресторана "Дом пирожных". Их продукт был более новаторским, чем у IBM, и, построив мощную дилерскую сеть, они создали прибыльный бизнес. К 1987 г. Intel осознала, что продавцы компьютеров, запихивая в пластмассовый корпус интеловский микропроцессор и другие комплектующие, имеют больше прибыли, чем Intel. Тогда компания стандартизировала все, что можно, далв новичкам бизнеса, таким как Майкл Делл и Тед Уайтт из Gateway, доступ к тем же технологиям, какими пользовались игроки высшей лиги.

В середине 80-х гг., позвонив по рекламному объявлению, опубликованному в каком-то журнальчике, в компьютерную компанию в Остине, я спросил, сколько стоит РС-АТ, самый "крутой" компьютер того времени. Они запросили $2800 - у IBM или Compaq такая машина стоила тогда более $6000. Я спросил, по какой цене они отдадут 50 компьютеров. Я услышал, как парень (через несколько лет я понял, что это был Майкл Делл) крикнул кому-то: "Сколько времени нам понадобится, чтобы сделать 50 компьютеров? " - а затем спокойно назвал цену - $2500. Compaq тем временем цеплялась за свою все более хиреющую дилерскую сеть, а ее прибыли и доля рынка сокращались год от года. Сегодня самый быстрый "потребительский" компьютер едва ли будет стоить более $1600. О какой добавленной стоимости может идти речь? Стиву Джобсу удалось на некоторое время вывести из пике Apple Computer, продавая компьютеры ярких расцветок. Compaq, в свою очередь, первой поместила клавишу e-mail на клавиатуру. Вот и все инновации. Снижение нормы прибыли уменьшает возможности торгующих компьютерами компаний проводить исследования и разработки; этим фактически теперь занимаются только Intel и Microsoft. В процессе развития отрасли происходит размежевание: некоторые секторы оказываются очень прибыльными, другие - гораздо менее прибыльными. Фондовый рынок оценивает деятельность компаний, предоставляя доступ к капиталу тем, кто изобретает новое и имеет перспективы получения более высоких прибылей, и ограничивая доступ остальным. Урок слияния НР и Compaq заключается в том, что бизнес без инноваций, даже если он растет, с течением времени теряет свою ценность. (WSJ, 06. 09. 2001).

Автор - партнер Velocity Capital Management в Пало-Алто, Калифорния