Мазут придержат для РАО


Вчера министр энергетики Игорь Юсуфов проигнорировал просьбы нефтяников и предложил правительству повысить экспортные пошлины на мазут. Это вполне отвечает требованиям РАО ЕЭС, еще одно предложение которого - ввести балансовые задания по поставкам на внутренний рынок - также может стать актуальным.

О намерении правительства повысить экспортные пошлины на мазут "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Сибнефть" и Тюменская НК прознали еще в конце августа и сразу написали вице-премьеру Виктору Христенко письмо, в котором просили вместо сезонных запретительных пошлин возродить балансовые задания по поставкам на внутренний рынок. Отмены балансовых заданий в свое время добивались сами нефтяники, но теперь они предупреждали, что из-за пошлин стране грозит затоваривание мазутом и снижение объемов производства нефтепродуктов.

А 31 августа в переговоры с правительством вступило РАО ЕЭС - его совет директоров решил предложить правительству и повысить экспортные пошлины на мазут, и ввести балансовые задания. Хотя последние, по мнению члена правления РАО Андрея Трапезникова, на внутренний рынок влияют мало - нефтяники всегда находят возможность их обойти.

И вчера Юсуфов заявил, что Минэнерго внесло в правительство проект постановления об увеличении экспортных пошлин на мазут с 20 евро до 32 евро. Этим же постановлением планируется снизить пошлину на дизтопливо с 39 евро до 32 евро за тонну. По словам Юсуфова, необходимость повышения пошлин на мазут вызвана беспокойством об успешном прохождении предстоящего отопительного периода. Как передал "Прайм-ТАСС", в случае возникновения критических ситуаций с обеспечением мазутом электростанций РАО ЕЭС Минэнерго не исключает возможности введения балансовых заданий на поставку топлива.

Глава Минфина Алексей Кудрин, входящий в совет директоров РАО, также возглавляет комиссию по защитным мерам во внешней торговле, которая регулирует экспортные пошлины. Поэтому, по информации "Ведомостей", сегодня без предварительного обсуждения на рабочей группе может состояться заседание комиссии по защитным мерам, где будет принято решение об изменении пошлин. "Мы не возражаем против этого, ведь понижение экспортных пошлин на дизтопливо и другие легкие нефтепродукты компенсирует повышение пошлин на мазут и существенно не отразится на финансовых результатах нефтяных компаний", - утверждает источник в Минфине.

Однако сами нефтяники думают по-другому. Представитель одной из крупных нефтекомпаний говорит, что в стране дефицита мазута не будет никогда. "Чубайс хочет купить топливо как можно дешевле, - считает собеседник "Ведомостей", - поэтому он, пользуясь железным аргументом о том, что Приморье опять останется без света, склоняет правительство к введению запретительных экспортных пошлин".