МПР хочет взять трубу


Минприроды упорно продолжает бороться за свою значимость в регулировании нефтяной отрасли. Теперь оно предлагает правительству ввести практику ограничения экспорта нефти за неисполнение условий лицензионных соглашений. Правда, чиновники других ведомств и эксперты считают эту идею труднореализуемой и вредной.

Как стало известно "Ведомостям", на этой неделе МПР направило письмо вице-премьеру Виктору Христенко с предложением учитывать исполнение лицензионных соглашений при выдаче графиков на экспорт нефти. Это требование, говорится в документе, вызвано тем, что ряд компаний хронически нарушают лицензионные соглашения. А предоставление нарушителям экспортных графиков искажает условия конкуренции в нефтедобыче. Аналогичное предложение МПР направило и в Минэнерго. До сих пор чиновники практиковали отлучение от экспортной трубы лишь за неуплату налогов. Если в 1998 г. недоимщик мог поплатиться всем экспортом сырья, то в последнее время ограничение было мягким - отрезали лишь 20% экспорта. А в июле этого года практика отлучения от "трубы" и вовсе стала невозможной: в силу вступила новая глава Налогового кодекса, в соответствии с которой нефтяники имеют равный и пропорциональный доступ к трубе "без каких-либо ограничений и условий". И хотя Министерство по налогам и сборам все еще выносит список должников перед бюджетом на комиссию Христенко по доступу к магистральным нефтепроводам, вопрос об их отключении тихо обходится стороной.

В Минэнерго считают, что время ограничений нефтяников от экспорта за разнообразные нарушения прошло. "Для таких предложений у нас сегодня нет правовой базы, - пояснил "Ведомостям" чиновник этого ведомства, знакомый с идеей Минприроды, - поэтому мы даем на него отрицательное заключение". Сами нефтяники, конечно, тоже против. "Да, у наших "дочек" наблюдается отставание в выполнении условий лицензионных соглашений, - говорит пресс-секретарь "ЛУКОЙЛа" Дмитрий Долгов, - однако предложение Минприроды урезать им экспорт сомнительно с точки зрения действующего законодательства". Правда, Долгов полагает, что штрафные санкции в виде ограничений экспорта более оправданны, чем отзыв лицензии. А глава "Ассонефть" Елена Корзун убеждена, что право любого недропользователя экспортировать нефть должно зависеть только от объемов сырья, сданного в трубу. "Никаких ограничений этого права в лицензионных соглашениях или нормативных актах сегодня нет", - заявила она "Ведомостям".

Предлагая ограничивать экспорт за неисполнение лицензий, МПР одновременно готово помочь Христенко бороться с компаниями, не добывающими сырье, но стремящимися его экспортировать. Недавно в силу вступили изменения в закон о естественных монополиях, по которым право доступа к магистральным нефтепроводам имеют компании, добывающие нефть, и их материнские структуры. Ведомство Виталия Артюхова направило Христенко список компаний, которые сами не добывают нефть, но оказались в экспортном графике на IV квартал. Этот график Минэнерго вынесло на рассмотрение прошлого заседания комиссии "по трубе", но утверждаться он будет сегодня. По словам представителя министерства, в черный список попали 14 компаний, совокупный объем экспорта которых мог составить около 300 000 т. Он отказался назвать эти компании, но сказал, что крупных среди них нет. "Мы требуем, - заявил представитель министерства, - чтобы незаконный экспорт сырья прекратился, а каждый экспортный график с нами согласовывался".

МОРЕ НАРУШИТЕЛЕЙ.

Если бы Минприроды удалось осуществить свой план по ограничению экспорта недобросовестным недропользователям, российский экспорт нефти явно сильно уменьшился бы. Вчера замминистра природных ресурсов Кирилл Янков сообщил, что около 200 лицензий в настоящее время подлежат изъятию. Кроме того, по его мнению, 40% из 50 000 выданных лицензий выполняются с нарушениями.