ПАРАЛЛЕЛИ: Валютный фашизм


Когда оппоненты валютной либерализации доказывают, что спешка здесь не будет полезна России, они часто ссылаются на опыт развитых стран. Ряд исторических периодов в жизни разных стран действительно интересны специалистам по валютному контролю в силу частичного сходства с действующим российским валютным режимом. Как ни странно, один из таких примеров - система валютного контроля в Германии в 1931 - 1939 гг.

Тяжелый опыт Первой мировой войны, политическая нестабильность, послевоенная гиперинфляция и репарации Германии согласно Версальскому договору привели к резкому падению валютных резервов, деморализации населения и деловых кругов, отсутствию уверенности в экономике. Это основные причины ужесточения валютного контроля в 1931 г.

Первоначально целями валютного контроля были провозглашены: устранение спекулятивной деятельности и существенных колебаний в курсах валют; предотвращение бегства капитала; определение правительством курсов всех иностранных валют.

Наиболее жесткие меры контроля были установлены Адольфом Гитлером уже позднее, в 1934 г. Но уже меры, принятые для предотвращения бегства капитала из страны в 1931-м, включали: установление монополии Рейхсбанка на совершение сделок с иностранной валютой; запрещение любых отклонений от официального обменного курса, а также отмену форвардных валютных операций; обязательную продажу иностранной валюты Рейхсбанку; запрещение денежных почтовых переводов за рубеж; обязательную регистрацию резидентов Германии, владеющих акциями в иностранных компаниях, если их доля превышает 50%.

Интересно, что не были сильно ограничены трансграничные сделки с ценными бумагами. Так, покупка иностранных ценных бумаг допускалась без ограничений при обязательной регистрации таких сделок. Германские ценные бумаги при определенных условиях можно было приобретать за иностранную валюту.

Первый же закон об иностранной валюте от 1 августа 1931 г. установил лицензирование валютных операций. Специальный сертификат Управления по иностранной валюте требовался при покупке иностранной валюты; покупке иностранных ценных бумаг, не котирующихся на немецких биржах; предоставлении кредитов иностранным лицам; распоряжении ими же счетами в немецких марках в Германии; переводе национальной валюты на счета, открытые за рубежом.

Этим же законом вводился общий запрет на вывоз национальной валюты за пределы Германии.

Первое время контроль распространялся только на сделки свыше 3000 рейхсмарок и далеко не всегда был эффективным.

В сентябре 1934 г. новый глава Рейхсбанка доктор Ялмар Шахт огласил так называемый "Новый план". Он должен был привести к тому, чтобы постоянно поддерживалось положительное сальдо платежного баланса; импорт из каждой страны в Германию был эквивалентен немецкому экспорту в эту страну; доля импорта сырья, необходимого для ВПК, повысилась.

Согласно "Новому плану" все операции по переводам иностранной валюты были запрещены. Теперь для любой сделки по импорту нужно было одобрение специального надзорного управления.

Было создано 27 контролирующих органов для надзора за импортом и обязательствами немецких компаний перед иностранными поставщиками. Они имели полномочия определять целесообразность осуществления сделки немецким резидентом, а также рекомендовать метод платежа по сделке. Эти органы были подчинены Рейхсбюро, сотрудниками которого были представители различных государственных органов и крупной промышленности. Руководителем Рейхсбюро стал глава Рейхсбанка. Контролирующие органы выдавали разрешения на такие валютные операции, как наличные денежные платежи, кредиты, коммерческие кредиты, платежи по договорам. Так под контроль попали практически все возможные валютные платежи.

Сначала орган контроля рассматривал цены предложенных резидентом импортных контрактов вместе с условиями поставки. Затем резиденту выдавалось специальное разрешение на импорт. Позже, в момент наступления даты оплаты по контракту, импортеру-резиденту выделялись рейхсмарки в соответствии со специальным разрешением и после предоставления им таможенной декларации, подтверждающей, что товары действительно были импортированы в Германию.

Органы контроля располагались в основном в Берлине. Это требовало от представителей импортеров постоянных поездок в столицу, что сделало тяжелым бизнес мелких и средних импортеров. Однако и у крупных фирм возникали существенные дополнительные издержки: затраты на переговоры с контролирующими органами, необходимость оформления огромного количества бумаг.

Хотя не все цели валютного контроля были достигнуты немедленно, некоторые экономисты признают ее эффективность. Так, значительно снизился импорт (за 1932 - 1938 гг. - более чем в 2,5 раза). Была решена задача усиленного импорта товаров, необходимых для ВПК. Прекратились валютные махинации. Вывоз капитала был поставлен под тотальный контроль. А внешний долг Германии снизился с 24 млрд рейхсмарок в 1931 г. до 10 млрд в 1938-м, отчасти - благодаря жесткой позиции немецкого правительства на переговорах с кредиторами. К 1939 г. экономика Германии полностью была готова к крупномасштабной войне в Европе.

Отмечая частичную похожесть систем, надо заметить, что их задачи абсолютно расходятся. В Германии система валютного контроля была частью экономической политики, направленной на подготовку к тотальной войне в Европе. В России сейчас долгосрочная цель экономической политики - обеспечение устойчивого экономического роста при сохранении экономической безопасности страны. Очень странно, что для либеральных по сути целей используются тоталитарные инструменты.

О необходимости немедленной либерализации не раз заявляли представители РСПП, подготовившие либеральный вариант валютного закона. В случае его принятия будут устранены нерыночные тоталитарные принципы валютного контроля, а также будет сделан шаг в сторону свободной конвертируемости рубля.

Автор - эксперт комитета по бюджетной и налоговой политике РСПП