Вечные ценности: деньги и таблетки


После всех потрясений, случившихся на мировых рынках в прошлом году, не стоит удивляться, что бизнесу нужны деньги, а бизнесменам - лекарства. Теперь в рейтинге крупнейших компаний мира шире всех представлены банки и фармацевтические группы.

За те 20 лет, в течение которых Financial Times составляет свой рейтинг, банки успели пережить несколько кризисов, но всегда упорно возвращались наверх. В результате очередного спекулятивного взрыва в лидеры выходили то нефтяные компании, то интернет-бизнес, то телекоммуникации, но банки всегда были рядом, потому что без них не живут ни первые, ни вторые, ни третьи. Хотя число кредитных организаций в нынешнем списке уменьшилось (с 70 до 67), банковский сектор как таковой стал самым весомым в рейтинге. Этому не помешало даже то, что совокупная рыночная капитализация банков, вошедших в FT 500, упала с $2,4 трлн до $2,1 трлн. Ведь капитализация всего рейтинга упала еще сильнее.

На самом деле от финансового сектора можно было ожидать худших показателей. На банках висят огромные долги телекоммуникационных компаний, авиакомпаний и медиа-групп. Их балансы пострадали и от атаки 11 сентября, и от крушения компании Enron, и от кризиса в Аргентине. Особенно трудно пришлось европейским кредитным организациям: их чистые прибыли упали за прошлый год на 27%. Но мирового банковского кризиса не произошло. Система выстояла, поскольку управляется она сегодня гораздо лучше и осторожнее, чем во времена прошлых потрясений.

Во-первых, капитализация банковской отрасли в целом сейчас выше, чем 10 лет назад. Во-вторых, многочисленные кризисы заставили банкиров серьезно подойти к управлению рисками. Их кредитные портфели сегодня - образец искусства диверсификации. Конечно, миллиардные долги телекомов, вложивших непомерные деньги в лицензии и технологии мобильной связи, - серьезная проблема. Но в целом доля телекоммуникационных долгов в банковских активах сейчас значительно меньше, чем в 1980 г. Вообще, доля какой-либо одной индустрии в портфеле крупного банка сейчас редко превышает 4%.

Фармацевтические компании, бывшие в прошлом году четвертыми по весу в рейтинге, тоже держались за свои позиции неожиданно крепко. Их совокупная стоимость снизилась с $1,8 трлн до $1,6 трлн, но и этого оказалось достаточно, чтобы рынок вывел их на 2-е место. Фармацевтика, как и банковская система, в который раз продемонстрировала свою "вечную" природу.

Фармацевты не застрахованы от перепадов экономического цикла, но все-таки расходы на здравоохранение в развитых странах - величина сравнительно стабильная. Кроме того, для экономики некоторых стран фармацевтическая промышленность очень важна. Во Франции из четырех крупнейших компаний две - фармацевтические. В США таких - три из 10. Но в этом году у производителей лекарств не все будет гладко. У многих из них истекают патенты на самые продаваемые и доходные препараты, а новых разработок недостаточно, чтобы компенсировать неизбежные потери.

Сектор связи, как ни странно, выдержал давление рынка и сохранил 3-е место в рейтинге, хотя и сильно потерял в весе. Беспощаднее всего рынок обошелся с отраслью информационных технологий. Производители компьютеров потеряли почти половину веса: их совокупная рыночная стоимость упала с $2,7 трлн до $1,4 трлн. Этот сектор был самым дорогим в прошлом году, а в нынешнем рейтинге он соскользнул сразу на 4-е место. Из 54 компьютерных компаний, представленных в прошлогоднем списке, в новом осталось только 38. Отрасль программного обеспечения оказалась более стойкой, сохранив 6-е место, несмотря на большие потери в капитализации.

А вот рост в рейтинге продемонстрировали только нефтяная отрасль и розничная торговля. Число нефтяных и газовых компаний в списке FT 500 увеличилось с 17 до 26, четыре из них - впервые попавшие в рейтинг российские компании (см. стр. А1). Выросла и совокупная доля отрасли в рейтинге. На фоне всеобщего уныния еще одной отраслью, порадовавшей инвесторов, была розница. Число торговых сетей, попавших в список, увеличилось в этом году с 12 до 20, а их капитализация повысилась с $560 млрд до $688 млрд. Главным мотором индустрии остается американская торговая сеть Wal-Mart, ставшая в прошлом году крупнейшей компанией в мире по объемам продаж.