ОТ РЕДАКЦИИ: Энтузиасты


Кожин утверждает, что на реконструкцию дворца и прилегающего парка, а также строительство коттеджей для высоких гостей и прочей инфраструктуры не будет потрачено ни копейки бюджетных денег. И что благотворительный фонд, собирающий частные пожертвования на проект государственной важности, уже "поднял" $71 млн. Похоже, возглавляющий этот фонд Геннадий Явник - восходящая звезда мирового фандрайзинга: ведь в конце прошлого года в "копилке" было лишь $2,5 млн (и в кремлевском ХОЗУ еще говорили о возможности бюджетного финансирования), в марте - уже $20 млн, а еще за четыре месяца объем пожертвований вырос аж в 3,5 раза! Темпы эти перестанут казаться фантастическими, если взглянуть на список спонсоров. С марта в него вошли, в частности, "Роснефть" и "Транснефть". Удержаться от банальных сравнений с реконструкцией Большого Кремлевского дворца силами компании Mercata Trading становится все труднее. В той истории часть расходов пришлось покрывать казне - кредиты брались под госгарантии. Сейчас же в числе "частных жертвователей" оказывается все больше компаний со 100% -ным или хотя бы мажоритарным госучастием. Те же деньги государство, умей оно как следует управлять собственностью, могло бы получить в бюджет и потратить на что-то богоугодное. Ведомство Кожина предпочитает, однако, рапортовать, что дворец для президентских приемов реставрируется благодаря энтузиазму бизнеса. А президент, видимо, предпочитает не вникать. Говорил же он, что не любит роскошь, как в Большом Кремлевском дворце. Вот и держится от нее подальше.

Эта ситуация знакома всякому, кто делал ремонт в своей квартире: рабочие вдруг начинают объяснять, что стены у вас кривее, чем казалось поначалу, что нужно еще 20 мешков сухой смеси, две недели и пара тысяч долларов (сумма, ясное дело, варьируется в зависимости от масштабов бедствия). Вот и управляющий делами президента Владимир Кожин только что объявил, что реконструкция Константиновского дворца в Стрельне обойдется не в $150 млн, как предполагалось в прошлом году, и не $180 млн, как сам Кожин прикидывал в июне, а в $200 млн.

Как вы вели себя, когда ваши ремонтники выкатывали вам новый счет? Наверняка ругались. Вот и от президента Путина хотелось бы услышать немного ругани. Поскольку деньги не его, мы поймем, если ругань будет политкорректной. Одновременно масштаб проекта требует, чтобы она была публичной.