Музыка для сентября


Как никогда мобильно, в Большом прошел традиционный сбор труппы - он оказался затерт между двумя репетициями оперы "Турандот", премьерой которой 8 сентября откроется 227-й сезон театра.

В преддверии близящейся премьеры труппа собралась на неделю раньше официальной встречи, потому обычного радостного воодушевления не ощущалось - отпускной загар успел потускнеть за неделю авральных репетиций. Впрочем, скандалов, вопреки обычаю, тоже не случилось. Главное событие сезона - увольнение начальника отдела творческого планирования Петра Поспелова, с именем которого связаны многочисленные прогрессивные нововведения недавнего прошлого, тоже обсудили за предыдущую рабочую неделю. Никто из руководителей театра об этом факте на сборе труппы даже не упомянул: важнее оказались локальные назначения - новые заведующие хором и мимическим ансамблем.

Генеральный директор театра Анатолий Иксанов перехватил инициативу у художественного руководителя - главного дирижера Александра Ведерникова и руководителей оперы и балета Маквалы Касрашвили и Бориса Акимова, которым пришлось ограничиться общими словами и поздравлениями с началом сезона, и торжественно рассказал о грандиозных планах на нынешний сезон.

В этом году Большому театру предстоит параллельно работать на двух сценах - основной и новой, которую апробируют 6 сентября на благотворительном концерте для строителей. На новой сцене запланированы две премьеры - опера Стравинского "Похождения повесы" и балет Шостаковича "Светлый ручей" (тот самый, судьбу которого в 30-х гг. определил лично Сталин) в постановке одного из самых востребованных в Европе современных хореографов - Алексея Ратманского. На основной сцене, любимой зрителями всего мира за красно-золотой колор и массивную царскую ложу, должны втиснуться премьеры опер "Снегурочка" (это будет первая постановка нового главного приглашенного дирижера Большого Николая Алексеева) и "Руслан и Людмила". Балет, первую половину сезона практически отсутствующий в Москве, только в феврале выпустит очередной опус французского классика Ролана Пети 40-летней давности - "Собор Парижской богоматери", а затем возобновит "Ромео и Джульетту" в редакции Леонида Лавровского и "Раймонду", над которой будет лично работать постановщик спектакля Юрий Григорович. В Бетховенском зале театра продолжится цикл камерных вечеров для избранной публики, организованный еще Поспеловым.

Всеобщий энтузиазм вызвало сообщение о том, что помимо давно известных осенних гастролей балета (три недели в Японии, семь недель в США и два концерта в Канне) труппа вновь выступит летом на Савонлиннском фестивале, а опера в июне должна отправиться на целый месяц в Израиль с "Набукко". Кроме того, в феврале должны состояться обменные гастроли с Варшавской национальной оперой, в марте - с Мариинским театром (в Петербург поедут опера "Хованщина" и балет "Пиковая дама", в Большом будут показаны "Золушка" Ратманского и моцартовская опера "Так поступают все"), в июне - с Латвийской оперой. Большой театр предоставит сцену многочисленным балетным компаниям (Цюрихскому балету, миланскому театру Ла Скала, американскому Хьюстонскому балету), но только одна из них - Королевский балет Великобритании, больше известный в России как балет театра Ковент Гарден, принадлежит к грандам мирового искусства.

За скобками жизнеутверждающих речей руководителей театра остались многочисленные изменения широко разрекламированных еще весной планов на нынешний сезон. Всем тем, кто мечтал о встрече с оркестром Опера де Пари и его прославленным дирижером Джеймсом Конлоном, о сольном концерте знаменитого мексиканского тенора Рамона Варгаса и его же выступлении в партии Ленского, о постановках раритетных опер "Американцы" Евстигнея Фомина с либретто баснописца Крылова (ею должен был открыться филиал театра) и "Аттила" Верди, придется дожить до лучших времен.