De Beers назначит избранных


БРЮССЕЛЬ - Крупнейший в мире поставщик необработанных алмазов De Beers Group в ближайшее время получит одобрение европейских антимонопольных властей на продажу алмазов фиксированному числу избранных огранщиков.

Новая система продаж, представленная De Beers в прошлом году, предполагает реализацию алмазов через ряд "избранных сайт-холдеров" - высококлассных огранщиков, которых отличает высокая финансовая состоятельность и прочные отношения с ювелирными магазинами верхнего ценового сегмента.

Традиционно отношения De Beers с сайт-холдерами, которых насчитывается около 120, не были формализованы. Теперь со всеми избранными посредниками будут заключены детальные договоры, что позволит De Beers жестко контролировать сбыт вплоть до последнего звена - продажи ювелирных изделий.

В ответ на публикацию концепции антимонопольные органы Европы выразили обеспокоенность тем, что De Beers может использовать новую стратегию для ограничения поставок сырья и тем самым способствовать повышению цен. Свои претензии власти ЕС высказали в письме, направленном De Beers в прошлом году. "Между De Beers и ее сайт-холдерами существует некоторый баланс власти, - говорит источник, знакомый с разбирательством. - Еврокомиссия хотела ограничить произвол De Beers в выборе своих будущих клиентов".

De Beers пошла на некоторые уступки ЕС: она согласилась изменить контракты с посредниками, чтобы сделать процедуру их отбора более прозрачной и объективной. По мнению экспертов, знакомых с ситуацией, внесенные поправки скорее всего удовлетворят европейских чиновников. В итоге De Beers ничто не помешает внедрять новую стратегию по всему миру.

Делается это для того, чтобы установить более жесткий контроль за сбытом. De Beers все острее чувствует конкуренцию, хотя и сохраняет монополию в области поставок сырья. Ряд добывающих компаний Австралии и Канады уже продают необработанные камни независимо от De Beers. Российский поставщик, компания "АЛРОСА", также пытается выйти из-под влияния De Beers, но удается это лишь частично. Нынешнее пятилетнее соглашение с De Beers было подписано в середине декабря 2001 г. и еще не утверждено Еврокомиссией. Оно предусматривает продажу De Beers алмазов на общую сумму $4 млрд (но эти продажи не должны превышать 50% объемов добычи "АЛРОСА"). В течение ХХ века De Beers, основанная в 1888 г., контролировала около 90% всех поставок необработанных алмазов на мировой рынок. Благодаря значительным запасам в ЮАР, а также долгосрочным договоренностям о поставках с производителями алмазов из России и Канады, De Beers занимала в своей отрасли такую позицию, какой не было ни у одной компании мира ни в одной другой индустрии. Но к концу 1990-х гг. доля мирового рынка, контролируемая этой корпорацией, снизилась примерно до 60%. (WSJ 11. 10. 2002)