Как из курицы сделать бройлера


Результат превзошел самые смелые ожидания. Цыплята вырастали в двухкилограммовых бройлеров за 38 дней, тогда как раньше даже после трехмесячного откорма вес птиц не превышал 1,5 кг. И менеджмент отказался от первоначальной идеи использовать Петелинскую птицефабрику как поставщика сырья для мясопродуктов. И решил продавать охлажденных бройлеров в розницу. Руководители компании посчитали, что потребитель предпочтет их продукт импортному мясу, которое можно довезти в Россию только в замороженном виде. Хотя оно и было дешевле примерно на 40%. "Какой бы хорошей ни была курятина из других стран, она всегда останется замороженной", - говорит Бабаев. Правда, наладить дистрибьюцию поначалу не удавалось. Магазины просто не знали, как обращаться с охлажденным мясом. Поэтому в компании решили сами заняться продажами. Для чего закупили около 30 спецмашин с холодильным оборудованием. Однако август 1998 г. изменил ситуацию на рынке. Американский импорт сократился вдвое. Для компании это был хороший шанс укрепить позиции своего "птичьего" направления. "Черкизовский" стал активно развивать направление птицеводства. Куры, которых выращивают за шесть недель, более оборачиваемый "капитал", чем, например, коровы. Компания решила создать целый комплекс - "Михайловский", который и возглавил Наум Бабаев. До этого он руководил другим проектом компании - "Новгородским мясным двором". Сейчас "Михайловский" объединяет два свиноводческих комплекса, комбикормовый завод, растениеводческое хозяйство. А также семь птицефабрик, помимо "Петелинской". Последняя после всех преобразований стала служить эталоном: разработанные на ней технологии производства применяют на остальных предприятиях.

Курица может приобрести синий оттенок из-за того, что ее неправильно кормили, а потом хранили. Петелинской птицефабрике, принадлежащей АПК "Черкизовский", понадобилось четыре года и инвестиции в размере $15 млн, чтобы научиться работать по-новому. А технологии, которые были разработаны в этом подмосковном хозяйстве, потом перенесли на семь других птицефабрик, входящих в группу. Животноводством "Черкизовский", как и многие другие пищевые предприятия России, заинтересовался во многом ради сырья. Однако с тех пор, как в 1997 г. компания купила петелинское предприятие, птицеводство стало для нее стратегически важным направлением. Уже в 2000 г. объем реализации птицеводческого комплекса "Михайловский", входящего в группу, составил $60 млн, а остальных предприятий "Черкизовского" - $366 млн. Благодаря кризису в сельском хозяйстве выбор птицефабрик для покупки пять лет назад был большой. Но "Черкизовский" выбрал Петелинскую птицефабрику, хотя ее долги составляли $6 млн. Одним из аргументов стало то, что президент компании Игорь Бабаев живет недалеко, в Одинцовском районе: это облегчало контроль.

Петелинское хозяйство было в полном упадке. Большая часть сотрудников находились в неоплачиваемых отпусках, мощности были загружены лишь на 10%. "Петелинка" выпускала всего 200 т птицы в месяц, однако и их реализовывала с трудом: американские бройлеры, наводнившие рынок, стоили в два раза дешевле, да и выглядели более привлекательно.

В Петилино направили команду менеджеров - экономиста, финансиста, технического специалиста и менеджера по продажам, у которых уже был опыт по восстановлению предприятий мясной отрасли. Из старой команды остался лишь заместитель гендиректора по производству Владимир Седых. Первым делом новый менеджмент закупил голландский комбикорм на сумму $1,5 млн. "Что такое курица? Это машина по переработке растительности в животный белок, - объясняет Наум Бабаев, председатель совета директоров "Михайловского". - Только на Западе почему-то на килограмм мяса бройлера тратится не более 2 кг комбикорма, а у нас - до 4 кг. У них курица весит 2 кг, а у нас - 1,2 кг. Но исходные одни: цыпленок и комбикорм. Значит, или цыпленок не тот, или комбикорм, или голова". Новые менеджеры "Петелинской" пошли методом исключения и начали с комбикорма.

На модернизацию "Петелинской", в результате которой должна была получиться птицефабрика полного цикла, требовалось около $13 млн. На эту сумму получили в Сбербанке кредит на пять лет.

Реформы начались с создания отдельных подразделений, как того требуют международные ветеринарные стандарты. Раньше на одной площадке в 53 га находилось все: родительское стадо, инкубатор, здесь же откармливали молодых птиц, а потом их забивали. На "Петелинке" оставили только откорм. Родительское стадо (сейчас в нем уже 132 000 голов) перенесли на выкупленную соседнюю Голицынскую птицефабрику. Все подразделения стали независимыми бизнес-единицами. К примеру, технический цех каждый месяц выставляет счет за услуги бройлерному цеху и инкубатору. По мнению Владимира Тимошина, старшего консультанта компании BKG, это было одним из удачных решений: "Именно так можно оценить эффективность деятельности каждого из направлений".

Кроме того, на фабрике разработали нормативы для различных видов работ. "Два человека ходили с секундомером по фабрике, замеряли, сколько, например, надо времени, чтобы ощипать двух кур", - объясняет Бабаев. Эти нормативы в результате составили толстый том, по которому теперь работают все птицефабрики "Михайловского".

Однако, по словам Бабаева, была еще одна, не менее серьезная задача - борьба с "менталитетом колхозника". "Все хотели ходить на работу и получать одинаковые зарплаты, - рассказывает Бабаев. - Однако мы нашли способ сделать так, чтобы люди чувствовали себя собственниками птицы". Отношения между фабрикой и птичницами теперь напоминают арендные. Птичницам предоставили полную свободу: они сами следят за расходом электроэнергии, газа, воды, комбикорма. И отвечают за каждого цыпленка. Зарплата зависит от двух показателей: веса бройлера и расхода комбикорма - и может колебаться от 8000 до 30 000 руб. за полтора месяца (столько растет один бройлер). На реорганизацию ушло около двух лет. И, похоже, компании удалось воспользоваться моментом. "Инвестиции и изменения помогли компании избежать тех трудностей, которые появились у многих российских компаний с восстановлением импорта", - говорит Тимошин из BKG.

Наконец, фабрика закупила оборудование для упаковки птицы, а также наняла рекламное агентство, которое разработало логотип и слоган. Сейчас на фабрике работает более 1200 человек, ее оборот в этом году должен составить $35 млн. Объем производства увеличился в шесть раз, до 1200 т в месяц. При этом петелинская птица стоит на 10 - 20% дороже продукции появившихся с 1997 г. конкурентов - например, Липецкой и Северной птицефабрик. Средняя розничная цена 1 кг охлажденного мяса бройлера составляет от 72 до 82 руб.

Петелино поставляет охлажденных кур во многие розничные предприятия, например в сети Auchan и Metro Cash & Carry. Однако спрос на охлажденных бройлеров пока превышает предложение. Менеджмент фабрики намерен увеличить производственные мощности еще в 3 - 4 раза. Для этого планируется взять еще один кредит, уже на значительно большую сумму.